Деятели тетра

Гости дачи желанной

«На чистенькой, хорошо меблированной даче 10 комнат с полным пансионом сдавались по 3-рублей в месяц. Здесь поселились С.В. Рахманинов и супруги Кусевицкие...»

Традиции домашних музыкально-вокальных салонов начала прошлого века, когда было мало театров, концертных залов и клубов, сохранялись долго, и особенно в провинции. Певцы, музыканты, поэты регулярно по назначенным дням собирались в тесном профессиональном и любительском кругу послушать друг друга, обсудить свои создания, чтобы затем вынести их на публику. В конце прошлого века и начале нынешнего домом, собиравшим творческую интеллигенцию в Кисловодске, была «Белая вилла» художника Н.А. Ярошенко, в Пятигорске — квартира доктора В.А. Кобылина, в Ессентуках — дача Фигуровых «Желанная».

 

В.Ф. Комиссаржевская

В тумане времени вырисовывается еще один яркий образ артистки, оставившей прочную память в культурной истории Ессентукского курорта.

Сейчас ходить в театр — обычное дело, и нам трудно представить, какое значение в жизни дореволюционного интеллигентного общества имел театр. Это была трибуна передовой мысли, школа духовных исканий. Какие страсти бушевали вокруг его проблем! Каким благоговейным обожанием были окружены любимые артисты, искусство которых служило и нравственным, и политическим призывом. Веру Федоровну Комиссаржевскую (1864–191-) называли «властительницей дум» русской передовой молодежи. Она пленяла не только несравненным талантом, но превращала театр в средство бескорыстного служения людям, их воодушевления, радости и нравственного очищения. «Молодежь звала ее “солнцем”», — вспоминает А.М. Коллонтай.

 

Солнце русской сцены

По улицам Ессентуков запестрели афиши: «2апреля 1912 года в зале санатория «Азау» литературно-музыкальный вечер с благотворительными целями... Сбор в пользу нуждающихся актеров».

В том концерте принимали участие заслуженные артисты «императорской сцены» М.Г. Савина, К.А. Варламов, В.Н. Давыдов. Объявлено было и инструментальное трио: И.В. Сафонов (сын прославленного дирижера и педагога В.И. Сафонова) — скрипка, Я.Е. Белоусов — виолончель, М.И. Васильева-Махарина — рояль. Савина играла роль Полины Михайловны в сценке В. Билибина «Дамская болтовня» и в пьеске Е. Федорова «Пациентка». Роль доктора исполнял Л.Я. Никольский. Сбор был полный. Особенный успех имела Савина.

 

Письма великого режиссера

Основатель Московского Художественного театра, великий режиссер, педагог

Константин Сергеевич Станиславский (1863–1938) умел и любил писать письма. Его послания родным и друзьям из Ессентуков подобны дневникам. Они порой подробно рассказывают о жизни маленького городка, о встречах артиста с интересными и знаменитыми людьми, об увиденных и услышанных событиях. Курорт рос и благоустраивался на его глазах.

 

Жизнь и творческий путь театрального критика Э.А. Старка

Эдуард Александрович Старк (Зигфрид) родился 7(30) июля 1874 года в Петербурге. Его был выдающийся российский энтомолог Александр Александрович Старк (1849–1933), потомок шведских выходцев из Финляндии. Мать Э.А. Старка неизвестна.

«Без вины виноватый» незаконнорожденный сын А.А. Старка от неизвестной особы был «подброшен» 21 июля 1874 года к дверям петербургского дома его брата, отставного поручика Николая Александровича Старка (1851–1922), который затем официально принял его на воспитание (по существующим тогда законам гражданин России, которому подбрасывался ребенок, имел преимущественное право на его воспитание). Новоявленный «ангел улицы» был крещен в лютеранской финской церкви Святой Марии в Петербурге и получил имя Эдуард-Павел. Позднее ребенок жил на Кавказе у отца.

Яндекс.Метрика