Драматурги

Хорошей драматургии нынче мало

Новый сезон в ставропольском театре драмы начнется с премьерного спектакля «Лайф-Лайф» по пьесе молодого московского автора Глеба Нагорного.

Ставит ее главный режиссер Русского драматического театра Литвы Юрий Борисович Попов. Его имя хорошо известно любителям театра не только в России, но и за рубежом. Попов поставил несколько десятков спектаклей в театрах Литвы, в Москве, Ростове-на-Дону, Томске. Среди них «Дракон» Е. Шварца, «Смех лангусты» Д. Марелла, «Дорогая Памела» Д. Патрика и другие. Впервые в России «Лайф-Лайф» поставят именно в ставропольском театре, репетиции идут полным ходом.
О том, как работается известному режиссеру в Ставрополе, он рассказал в интервью корреспонденту «Открытой».

- Юрий Борисович, расскажите, чем покорила вас пьеса «Лайф-Лайф», ведь, насколько я знаю, ее автор Глеб Нагорный - молодой начинающий автор, и в России его произведение еще не ставилось ни в одном театре?
- Пьеса просто великолепная, ее дал мне прочитать мой старинный друг. Говорит: «Прочти, это мой сын написал. Выскажи свое мнение». Я прочитал и обалдел от того, насколько она хороша. Мне приносят много разных сценариев, пьес, и могу вам сказать, что найти сейчас хорошую драматургию очень сложно. Имя автора Глеба Нагорного мало еще известно в театральных кругах, но я думаю, что со временем он станет известным драматургом. Глеб - парень талантливый и способный.
- О чем же пьеса?
- «Лайф-Лайф» - это трагифарс. Автор поместил героев в замкнутое пространство - вагон московского метро. Происходит авария. Вагон стоит в темноте в шахте на путях. Пассажиры - представители абсолютно разных слоев общества - вынуждены общаться друг с другом. И вдруг выясняется, что один из них в сутолоке, возникшей из-за торможения, убит.
В этой жуткой ситуации каждый из пассажиров обнажает свою суть. Чем все закончится, рассказывать не буду, пусть зрители придут на премьеру и сами все увидят.
Пьеса сложна с точки зрения построения актерской работы. 14 персонажей в течение двух с половиной часов постоянно находятся на сцене. Чем-то напоминает фильм Никиты Михалкова «Двенадцать».
- А как вы, за-граничный режиссер, оказались в Ставрополе?
- О, это долгая история! Я родом из Ростова-на-Дону. Когда учился в школе, поступил в студию пантомимы, которой впоследствии руководил десять лет. Мы поставили такие спектакли, как Per aspera ad astra, «Зову живущих», «Ромео и Джульетта», «Суламифь», «Пер Гюнт».
В Ростове мы познакомились с Юрием Ереминым. (Главный режиссер театра им. Моссовета. Юрий Еремин ставил в нашем театре «Героя нашего времени». Интервью с ним ищите в № 33 2009 года - Авт.) Мы с ним много работали и давно стали хорошими друзьями. Юрий меня и порекомендовал директору ставропольского театра Евгению Луганскому. «Лайф-Лайф» уже год идет в Русском драматическом театре Литвы и пользуется успехом у зрителей.
- Как же вы из Ростова в Вильнюс перебрались?
- Как я уже говорил, я с детства увлекался пантомимой, а студию пантомимы в Ростове-на-Дону открыл Геннадий Тростянецкий, ученик Товстоногова, выдающийся педагог и режиссер. Я пришел в труппу, много занимался и со временем возглавил ее.
Может, так и остался бы в Ростове навсегда, если бы моя давняя подруга, Галина Жигунова (мама ныне известного актера и продюсера Сергея Жигунова), не позвала меня поехать с ней за компанию поступать в Москву. В столице я окончил режиссерское отделение театрального училища имени Щукина и поехал в Вильнюс ставить дипломный спектакль. Там и остался. Тогда, в советское время, Литва была продвинутая, свободная республика.
- Я знаю, что вы несколько лет руководили одним из самых креативных и модных в Литве шоу-театров POP-OFF SHOW…
- Да, был его идейным вдохновителем и руководителем. Это был экспериментальный театр. Что-то типа артхаусного кино, то есть не для всех. Шел 1985 год, очень непростое время, когда все запрещалось и подвергалось жесткой цензуре. Мы делали очень сложные спектакли со сложной хореографией по картинам Босха. С этими постановками объездили весь бывший Советский Союз. Сколько интересных, клас-сных, эпатажных вещей мы делали! Кстати, именно в этом театре я познакомился со своей женой Анарой. Она прекрасный хореограф.
Для меня шоу-театр POP-OFF SHOW стал настоящей отдушиной, где я мог ставить то, что хочу, к чему душа лежит. Театр наш был необычный, к примеру, иногда спектакли в нем начинались в два часа ночи и длились до утра. У нас даже была в репертуаре пьеса, которую актеры играли, находясь в... джакузи.
Артисты получали колоссальное удовольствие от столь необычной работы. Был и номер с провокационным по тем временам названием «Танец взбесившегося сперматозоида». Представляете, 20 лет назад! Это была настоящая крамола! Но такой экспериментальный театр долго жить не может, и два года назад он прекратил свое существование.
- Как вам работается со ставропольскими актерами?
- Репетиции проходят интересно. Очень хорошая дисциплина в коллективе, нет ни расхлябанности, ни пофигизма. Все работают как единая команда. Труппа у вас большая, было трудно распределять роли по той причине, что много талантливых актеров. Мужской состав очень сильный, да и студенты одаренные подрастают.
Хочу, чтобы все 14 артистов, находящихся на сцене, не использовали штампы, а проявили себя и в энергетике, и в душевности, и в эмоциях. Я намеренно никого из них не буду выделять, чтобы не обидеть, а иначе начнется раскол в команде. Но могу открыть вам маленькую тайну (с заговорщическим видом): ставропольские актеры работают лучше, чем литовские.
- Вы уже почти месяц в Ставрополе, успели посмотреть что-нибудь из репертуара нашего театра? Что-то вам понравилось?
- «Проделки Ханумы», я три раза с удовольствием смотрел. Произвели впечатление сценография и декорации в «Герое нашего времени», и вообще сам спектакль восхищает. Но больше всего меня покорили ваши зрители. Я просто в культурном шоке от них: такой интерес и такое внимание к спектаклям, а в конце все встают и аплодируют. Потрясающе! Я не видел ничего подобного ни в одном из театров, а мне приходилось работать во многих городах.
Вот в Ростове зритель совсем другой: агрессивный, невнимательный, снобист-ский. В Вильнюсе все чересчур зажаты, к примеру, идет гениальный спектакль, а зрители сидят, и ни одной эмоции на лице - как зомби, одним словом.
А ваша публика темпераментная, отзывчивая, искренняя. И город произвел впечатление. Люди здесь ласковые и миролюбивые. После репетиций я всегда по несколько часов гулял по Ставрополю, наблюдал за людьми.
Город зеленый, все цветет! Осенью перед открытием сезона я снова приеду к вам, мы закрепим все, чего добились на репетициях. Я очень надеюсь, что «Лайф-Лайф» ставропольскому зрителю придется по вкусу. Ждем всех на премьере!

Беседовала Элла ДАВЫДОВА

Источник

Яндекс.Метрика