Национально-культурные центры

ПЕРЕЧЕНЬ национально-культурные автономии и национальные общественные объединения по городам и районам Ставропольского края

г. Ставрополь

национально-культурные автономии

http://stavropol.stavkray.ru/bezop/pksovet/member/

1

 

Ставропольская городская греческая национально-культурная автономия

www.stavropol.stavkray.ru

Местное

г. Ставрополь,

ул. К. Маркса, д.64

 

Мацукатов Николай Иванович

 

2

Армянская национально-культурная автономия Ставропольского края

Региональное

г. Ставрополь,

ул. Шаумяна, 3

Погосян Виктор

Иванович

председатель совета автономии

 

3

 

Армянская национально-культурная автономия "Наири" г. Ставрополя

 

Местное

г. Ставрополь,

ул. Шаумяна, 3

Айрапетян Александр Иосифович -

президент

 

4

 

Региональная немецкая национально-культурная автономия "Видергебурт" Ставропольского края ("Возрождение")

 

Региональное

г. Ставрополь,

ул. Ленина, 394

ул. Морозова, 50

Кренцлер Леонид Фридрихович

 

5

 

Национально-культурная автономия "Грузинское общество в городе Ставрополе"

Местное

г. Ставрополь,

ул. Морозова, 55

Папаскуа Анжела Александровна

6

 

Корейская национально-культурная автономия Ставропольского края

Региональное

г. Ставрополь,

ул. Морозов, 36

Ким Геннадий

Семёнович

председатель

7

 

Местная еврейская национально-культурная автономия города Ставрополя

(подробнее) №3

Местное

г. Ставрополь,

ул. Шпаковская,

д.76-а/2, оф.2

Кулигина Наталья Анатольевна - председатель правления,

 

8

 

Национально-культурная автономия народов Дагестана в городе Ставрополе

Местное

г. Ставрополь,

 

Магомедов Зайнутин Насруллаевич

 

Нарзанная галерея

Нарзанная галерея, сам источник  Нарзан всегда  были центром курортной и культурной жизни Кисловодска.  Здесь встречались отдыхающие, строго по часам принимая  целебную воду из источника, укрывались от солнца и непогоды, любовались произведениями искусства,  представленными  на выставках в зале галереи, читали, фотографировались, слушали музыку,  назначали свидания, обсуждали  новости, просто отдыхали.
В 1826 году у источника устроили две обтянутые холстом  временные  галереи, где в плохую  погоду могли укрываться посетители,  много времени проводившие у источников.  Согласно   принятому тогда методу лечения, необходимо было пить  несколько стаканов минеральной воды подряд и гулять определенное время, ожидая действия  вод.
Архитекторы братья Джузеппе и Джованни Бернардацци предложили проект   каменной галереи в Кисловодске. В нем соединялись ванное  здание, павильон  и изящное с колоннами помещение для прогулок. Проект не был осуществлен.
Строительство Нарзанной галереи началось лишь  в 1848 году по проекту С.И. Уптона,  приглашенного  князем М.С. Воронцовым на должность главного архитектора Вод.
Самуил Иванович Уптон (1812–1879), сын инженера-полковника русской службы, строителя  севастопольских доков  Ивана  Ивановича Уптона,  работал  с 1830-х  годов  в  ведомстве Черноморского флота в южных русских городах. В 1840 году он строил Графскую пристань в Севастополе. С 1846 года его деятельность связана с Кавказскими Минеральными Водами. В 1850 году ему присвоили звание академика архитектуры «за произведенные им строения в южном крае  России».
Нарзанная галерея в Кисловодске  — лучшая работа  С.И. Уптона. Это грандиозное по кисловодским масштабам каменное здание по замыслу архитектора соединило  под одной крышей источник, галерею и купальни.
В ней планировались помещения для продажи минеральных вод,  сыворотки, купальных билетов,  закупорки нарзана в бутылки, а также ванны для подогретого нарзана, паровые ванны,  три  общих бассейна для купания в цельном нарзане. В каждом бассейне могли купаться  одновременно по десять человек.  В бассейны подавался проточный нарзан, так  что вода в них все время освежалась. Подогревали нарзан, как  и в начале  века,  в больших деревянных самоварах, установленных в специально построенных закрытых двориках. Лишь в 1896 году нарзан стали  подогревать паром.
Весь западный и южный  фасады галереи прорезали высокие арочные  проемы   со  стрельчатой формой  арок. Проемы не застеклялись, стены галереи были облицованы  светлым доломитом.
Нарзанная галерея построена в традициях так  называемого готического романтизма, свойственных  Уптону  по  той  причине, что эти традиции прочно укоренились в английском зодчестве. Эта  имитация готического  замка была  отчасти  вызвана увлечением русского общества  романтическими повестями Бестужева-Марлинского и рыцарскими романами Вальтера Скотта.
Сруб, поставленный над источником  в 1813 году губернским архитектором С.Д. Мясниковым, был разобран Уптоном в 1851 году и заменен новым. Позже над ним установили ажурную металлическую решетку. Пока галерея не была достроена, больные принимали ванны в небольшом деревянном купальном здании сбоку галереи у юго-западного угла.  Князь Воронцов  был  весьма   доволен   работой С.И. Уптона:  «Выбор сего архитектора вполне оправдал ожидания, и все работы,  произведенные и продолжающиеся под его руководством, отмечаются красотой и прочностью».  Строительство галереи было завершено в 1858 году, однако инициатор ее создания — М.С. Воронцов  — уже  не увидел этого торжественного момента.
Первоначально галерея была сквозной, и с Тополевой аллеи можно  было,  поднявшись по ступенькам северного  входа, войти через галерею в парк.
Начальник канцелярии наместника  Кавказа В.А. Инсарский, посетивший Воды в 1859 году, так описывал свои впечатления: «При входе в галерею кипел  в обширном и глубоком  бассейне знаменитый нарзан, окруженный толпами мужчин и дам. Особые служители бросали  на каких-то тесемках стаканы в бассейн, мгновенно вытаскивали их  и подносили  наполненные  кипучим нарзаном ожидающим… Я тоже  попробовал этого подношения и сразу выпил  несколько  стаканов этой освежающей, истинно живительной воды».
В  1863  году  директором Кавказских Минеральных Вод  Семеном Алексеевичем Смирновым (1829–1911) были введены так  называемые газовые ванны,  для  которых  был приспособлен один из выступов Нарзанной галереи. Углекислый газ  из-под колпака, установленного над источником, по цинковым трубам поступал в особую комнату. В ней была ванна, аппарат для вдыхания газа  и другие приборы.   Это заведение было в то время единственным на русских курортах.
Бурлящий источник никого не оставлял  равнодушным. Профессор   П.И.  Ковалевский,  неоднократно  приезжавший на курорт во второй  половине  ХIХ  века,  писал: «…Вода прибывает волнами, клубится и волнами разливается по зеркалу колодца.  Это нескончаемое движение, эта  постоянная деятельность, эта непрерывная жизнь невольно  привлекает к себе и гипнотизирует. Так бы, кажется, стоял  и смотрел бесконечно  на эту дивную  картину, опершись на перила  решетки, и только  благоразумие и опыт  заставляют уйти, чтобы не подвергнуться обмороку от вдыхания угольной  кислоты».
За время своего существования Нарзанная галерея претерпела значительные изменения, связанные с ремонтом  каптажа, реконструкциями, отвечающими требованиям времени.  Так,  в 1880 году к галерее с восточной  стороны  было  пристроено здание  на
16 кабин для нижних чинов.
Самой  важной проблемой для гидрогеологов, занимавшихся каптажем нарзана, было захватить минеральную воду  в породе  доломита. С исследованиями источника Нарзан  во  второй   половине   ХIХ века  связаны имена  многих ученых: знаменитого французского инженера Жюля Франсуа, другого французского известного гидротехника Леона  Дрю, русских ученых — профессора И.В. Мушкетова,  инженера А.И. Незлобинского, профессора Московского  университета В. Морковникова, гидрогеолога С. Залесского, инженера  К.Ф. Ругевича, гидрогеолога А.Н. Огильви и других. Однако решить проблему удалось далеко не сразу. В 1893 году нарзан окончательно подмыл  деревянный сруб и стал растекаться под полом Нарзанной галереи, что привело к провалу нескольких плит. «Нарзан провалился!» — эта молва молниеносно  распространилась по  курортам Кавминвод. Началась паника.  Курсовые, как называли отдыхающих, стали  готовиться к переезду из ближайших к галерее домов в верхнюю часть слободы Кисловодской. Публика решила, что нарзан совсем исчез.
Исследования показали, что насыщенность воды в реке  Ольховке  минеральными солями  значительно увеличилась. Стало ясно, что струя нарзана пробила себе новые  выходы  наружу. Медлить с переделкой старого  каптажа было нельзя. Буйный нарзан грозил  целостности всего чудесного  здания Нарзанной галереи.
Устройство нового каптажа возложили на горного инженера Климентия Францевича Ругевича. Бурные струи  заключили в каменный колодец,  окружив источник тремя  водонепроницаемыми оболочками — каменной кладкой, цементной  штукатуркой и бетонным слоем. Сам колодец  подняли выше пола Нарзанной галереи, чтобы предохранить его от затопления водой. Действительно, в истории Нарзанной галереи были неоднократные случаи, когда река  Ольховка весной и летом во время сильных наводнений, выйдя  из берегов, мощным потоком неслась прямо  через галерею, занося грязью и илом минеральный источник. Проблема  затопления  источника Нарзан существовала с давних времен.  Река Ольховка (прежнее название Козода)  протекала первоначально по руслу, проходившему рядом с источником.  Во время наводнений источник заносился так,  что по этому  месту  ездили подводы. Однако он был настолько мощным,  что пробивался то в одном, то в другом месте.
В 1845 году, за неделю  до приезда  князя М.С. Воронцова,  в Кисловодске вновь разыгралась горная  стихия — наводнение, в этот раз   необычайно разрушительной силы. В результате снесло половину казенной купальни, несколько купеческих лавок, возникла угроза срыва  курортного сезона. Увидев  свежие разрушения, Воронцов  предпринял коренную реконструкцию. Из воспоминаний современников: «По воле и указанию князя-наместника весь правый низкий берег  Ольховки обложен  щегольской каменной набережной.  Прекрасный каменный о двух  арках мост через эту реку ведет  в слободку.  На мосту  и солнечные часы». Помимо этого, по указанию князя начинается прокладка  обводного  русла длиной 250 саженей за Казачьей горкой, перестраивается  ресторация. Построенный мост называют Воронцовским.  Во время не менее  сильного наводнения, случившегося в конце ХIХ века, мост был разрушен. Позже на этом месте  построен новый одноарочный мост. Мощные наводнения в Кисловодске происходят из-за сильного уклона русел речек.
В 1894 году уптоновский каптаж   был  заменен каменным колодцем с восьмиугольной беломраморной внешней отделкой, вокруг которого была устроена мраморная траншея, а в стенках резервуара — краны, расположенные  ниже   уровня воды  колодца. «НАРЗАН, КАПТАЖ 1894 года» — такую  надпись высекли золотыми буквами на мраморной плите.  Летом 1895 года был установлен стеклянный колпак с целью предохранения источника от загрязнения.  Однако  почитатели нарзана были разочарованы тем, что исчезло эффектное зрелище постоянно кипящего и пенящегося фонтана.
Ученый-гидрогеолог Александр  Николаевич Огильви писал,  что  источник внешне  утратил свою былую силу. На гладкой спокойной  поверхности воды лишь  временами появлялись мелкие пузырьки газа.  Это  было вызвано тем,  что в колодец стало поступать значительно больше, чем  прежде,  пресной воды,  хотя само содержание углекислоты в нарзане практически не изменилось.  Причиной  этому   было   то, что каптажный колодец, вопреки надеждам Ругевича, был  поставлен не на мощную  известково-доломитную  толщу,  а  на  тонкий слой ракушечника. Естественно, что  нарзан, поднимаясь из  доломита, растекался по трещинам в ракушечнике, прорывался на стенки колодца и утекал из  него. Обильная утечка нарзана и катастрофическое состояние каптажа заставили начать капитальный ремонт.  В 1908–1909 годах  инженерами-гидрогеологами И.М. Пугиновым, А.Н. Огильви и Н.Н. Славяновым были  устранены ранее допущенные ошибки. Из Кронштадта пригласили водолазов.  Они  спустились в  скафандрах  в каптажный колодец и тщательно обследовали дно. Колодец обнесли широким кольцом  из глины  и бетона,  устранили утечки. Режим нарзана и его свойства были нормализованы. Надкаптажное сооружение в Нарзанной галерее,  построенное Ругевичем, сохранилось до наших дней, изменился лишь  вид стеклянного колпака.
С изменением конструкции каптажа изменилась и технология употребления нарзана. Стеклянный колпак не давал возможности самостоятельно набирать целебную воду.
До середины 1970-х  годов у каптажа нарзана выстраивалась очередь и работницы Нарзанной галереи беспрерывно подавали всем желающим стаканы с целебной водой.
По воспоминаниям современников,  в начале ХХ  века  впереди узкого прохода в галерею были поставлены швейцары-контролеры для  проверки сезонных карточек, приобретаемых по пять  рублей в конторе  курорта и годных  на всех группах. Без этих карточек-билетов было невозможно пользоваться бальнеологическими приспособлениями или посещать парки. Для случайных посетителей Вод существовали разовые билеты ценой в   20 копеек.
Почти  до конца  ХIХ  века  Нарзанная галерея служила средоточием всей курортной жизни: только тут пили нарзан и принимали нарзанные ванны. К началу 1930-х годов  в  галерее еще  действовали 28 кабин,  они просуществовали до 1935 года.
В 1920–1930-е годы арочные входы  галереи были открыты. Зимой они закрывались и внутри помещалось  кафе.   В  летний   сезон тут   размещались киоски,  в которых продавались журналы, книги, открытки с видами  Кавказских Минеральных Вод, альбомы, сувениры, кавказские изделия.
В 1894 году в одном из помещений Нарзанной галереи была оборудована розливная, положившая начало  нарзанному заводу. От розливной были проложены рельсы для трамвайчика, транспортирующего готовую продукцию  на товарную станцию. Здание розливной было  разобрано в конце 1930-х  годов.
В 1929 году рядом  с Нарзанной галереей появился бювет,  построенный по проекту архитектора Павла Павловича Еськова и получивший название Народный или Придорожный. В любое время дня и ночи каждый желающий мог напиться целебной  воды.
До 1925 года источник Нарзан в Нарзанной галерее был единственным  минеральным источником в Кисловодске. Александру Николаевичу Огильви (1877–1942), выдающемуся ученому-гидрогеологу, профессору, руководителю Пятигорского бальнеологического института с 1920 по 1937 год, автору книги  «Нарзан и его история», мы обязаны открытием Доломитного нарзана. В 1927 году возле  Нарзанной галереи появился новый каменный  изящный бювет  Доломитного нарзана, получивший имя А.Н. Огильви  (не сохранился). Исследования  Огильви  в Кисловодске привели к открытию еще одного источника  — Сульфатного, или Пестроцветного нарзана.
Еще  в 1871 году «в части  парка, примыкающей к галерее, сделаны и установлены фотонафтилевые фонари до деревянного моста». С проведением минераловодской ветви акционерным обществом  Владикавказской железной дороги в 1895 году Нарзанная галерея стала освещаться электричеством.
Изменился  вид  площадки у южного входа  в галерею.  В том же 1895  году  там  тоже  был  установлен фонтан, расположенный «против казенного ресторана и бьющий кверху на довольно  большую  высоту, а по вечерам освещающийся снизу разноцветными электрическими  лампочками. Невдалеке была расположена грандиозная раковина-эстрада. В ней ежедневно утром  и вечером приглашаемым Управлением Вод симфоническим оркестром давались концерты. Против  эстрады располагался целый  ряд  карточных и шахматных столиков, здесь  же был павильон казенной кумысной».
Многое изменилось с тех пор. Ныне  в прежнем прогулочном зале  Нарзанной галереи установлены питьевые автоматы для подачи минеральной воды всех типов. В северной двухэтажной части  Нарзанной галереи, где первоначально размещались комнаты для  приезжих,   располагается Центральная курортная  библиотека. Когда-то здесь  по утрам и вечерам играл оркестр, позже в  северной части был зрительный зал  для  концертов, демонстрации кинофильмов, танцев.  Много лет в Нарзанной галерее устраивались выставки художников.
Во второй  половине  1970-х  годов Нарзанная галерея подверглась реконструкции, выполненной по проекту архитектора института «Союзкурортпроект» А.Д. Кремера.
Если  посмотреть на план  Нарзанной  галереи, хорошо видно, что здание имеет  форму замочного ключа. Каменный  «ключ» над ключом нарзана.
Может  быть, архитектор Уптон хотел сказать этим, что удивительный кисловодский источник — ключ к здоровью человека.
Нарзанная галерея остается сердцем кисловодского курорта. Здесь и сегодня  звучит музыка, оставляя в душе  непроходящее чувство  праздника.









Яндекс.Метрика