Этническая культура народов

наследие Ставропольского края

В 1990 году в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» аула Эдельбай (Благодарненский район) создан музей по истории туркменского народа «Народный быт». В музее более 1200 экспонатов, которые буквально по крупицам собирались по аулам. Представлены национальная одежда, которой более века, изделия, выполненные в технике лоскутного шитья, «ковёр кочевого туркмена», изготовленный ученицами эдельбайской школы, занавес для невесты в технике «золотого шитья». Многие экспонаты представляют не только познавательный и эстетический, но и научный интерес. Например, старинный кумган (кувшин для омовения) XIII века, каменная мельница «дегирмен» XIX века и др. Раритетный предмет музея – «саплы» – деревянная чашка XIX века, украшенная резьбой. С 80-х гг. ХХ века на смену деревянной посуде у туркмен пришла глиняная, фарфоровая, тефлоновая посуда, и чашки из дерева стали не нужны. Те, у кого они еще сохранились, даже не подозревают об их исторической ценности, ведь «саплы» является определенным символом эпохи. У ставропольских туркмен сохранилось много национальных игр-состязаний. Практически, каждое торжество сопровождается проведением спортивного соревнования «гёреш» – борьбой, следующей обычно после скачек. Как и скачки, борьба является одним из самых распространённых видов состязаний. Например, скачки (ат ярыш) проводятся по случаю свадьбы, которая длится до 7 дней. Среди пожилых женщин сохранилась традиция встречать родственников после долгой разлуки поэтическим плачем (айдым). В крае создана национально-культурная автономия ставропольских туркмен «Ватан». Между туркменами, проживающими в различных районах Ставропольского края, поддерживаются постоянные тесные связи, контакты на экономическом, культурном, семейно-родственном и религиозном уровнях, а связь ставропольских туркмен с их соплеменниками, живущими на территории Туркменистана крайне незначительна. Традиционная пища употребляется в основном в праздничные и торжественные дни. Основу национальной кухни ногайцев составляют къувырдакъ, шашлык, къазы, толтырма и др.; у туркмен – плов, шашлык, аш, чумындрык, лепёшки чёрек. В повседневном меню приоритет остается за традиционной мясо-молочной пищей. У ногайцев, в основном, это бешбармак (мясо с лапшой), инъкал (род галушек), балыкъ сорпа (уха), каши, различные виды сыров, пирогов, кумыс, айран, буза и ногъай шай (ногайский чай); у туркмен – бешбармак (обычно куриный), катлама (лепешки из слоёного теста), бёрёки (пирожки с капустой или вареньем), кумыс, айран и калмыцкий чай. Считается, что среди кочевых народов такие молочные продукты как кумыс, буза и йогурт первыми стали делать ногайцы. Ногайский национальный женский костюм включает платье-рубаху (ич коьйлек), различные типы платьев (зыбын, къаптал и др.), платки, косынки и разнообразные виды украшений. Мужской национальный костюм носят лишь лица старшего поколения – штаны традиционного покроя, бешмет, подпоясанный узким ремешком, кожаные чулки с калошами. Молодые люди предпочитают одежду городского покроя. Традиционные занятия ногайцев – кочевое и отгонное скотоводство, коневодство, верблюдоводство. Наряду со скотоводством ногайцы в незначительной степени занимаются земледелием (выращивают просо, овес, пшеницу), бахчеводством и садоводством, разводят домашнюю птицу. В ногайских аулах сохранились такие промыслы как ковроткачество (ковры-арбабаши), валяние войлока, вышивка и пошив национальной одежды. Несмотря на относительную разбросанность по территории края, как ногайцы, так и туркмены представляют собой единую этническую общность, в которой функционирует родной язык, сохранены исторические и культурные традиции, обычаи, некоторые элементы материальной культуры. Так, у ставропольских туркмен сохранен национальный женский костюм, который одевают не только на праздники, но и носят как повседневную одежду. Девушки и молодые женщины носят платье-койлек красных оттенков. В торжественных случаях женщины надевают курте (камзол) из бархата с богатыми серебряными украшениями. Характерные элементы костюма замужней женщины дастар и чембер. Ими покрывают голову и грудь поверх платья. Цвет женской одежды зависит от возраста. Совсем молодые женщины носят дастар розового и красного цвета, 30-40-летние – красного, с 45 лет носят одежду оранжевого цвета, затем жёлтого, а после 60-ти лет – белого цвета. В прошлом носили кюренжек (платок, закрывающий лицо), сохранившийся ныне лишь как элемент свадебного обряда. У мужчин национальный костюм сохранился меньше. В обиходе лишь элементы костюма – бешметы и капталы (вид нательной одежды), праздничные халаты (даны), курк (шуба из овчины). Туркменские большие лохматые папахи-тельпеки на Ставрополье носить перестали, их заменила обычная шапка-ушанка. В аулах Туркменского района сохранились такие промыслы как ковроткачество, валяние войлока, вязание и пошив национальной одежды. Изготовление паласных торб и хурджунов (элементов интерьера кочевого жилища), музыкальных инструментов и национальных украшений почти прекратилось. В некоторых аулах сохранился традиционный туркменский тип жилья – кибитка. Туркмены поселились на Ставрополье во II-й половине XVII века, когда одно из кочевых племен, испытывая притеснения со стороны Хивинского хана, покинуло полуостровов Мангышлак, и переселилось сначала в степи Астраханской губернии, а затем в районы рек Кума и Маныч, в места, пригодные для пастбищного животноводства. До начала XIX века в этот район продолжали прибывать новые группы туркмен, впоследствии названные «ставропольские туркмены». В процессе формирования в этническую группу туркмены-переселенцы расселились по нескольким районам края, образовав две группы: «западную», состоящую из туркмен, проживающих на территории Ипатовского (2 % от общей численности населения района), Туркменского (18 %), Благодарненского (2 %) и Арзгирского (1,6 %) районов, и «восточную», в которую входят туркмены Нефтекумского района (6,8 %). Общая численность туркмен в крае составляет 13900 человек. Наиболее компактно туркмены проживают на территории Туркменского района (35,3 % от общей численности в крае). Бывшие кочевники – ногайцы и туркмены – осели на землях наименее пригодных для земледелия. Ногайцы (самоназвание – ногай) – автохтонный этнос Северного Кавказа, жители ставропольских степей. Возникновение этнонима «ногайцы» и формирование ядра ногайского народа связаны с именем золотоордынского хана Ногая (XIII век). Более широкое распространение этноним получает при хане Едигее (конец XIV – начало XV вв.) и его преемниках, когда создается Ногайская Орда как самостоятельное государство. Первые сведения о появлении ногайцев в северокавказских степях, в том числе низовьях Терека и Сулака, относятся к концу XV века. Во второй половине XVI века после распада Ногайской Орды и образования двух улусов – Большие и Малые Ногаи – северокавказские степи становятся основным районом расселения ногайцев. Улусы Большой Орды располагались в Нижнем Поволжье и в низовьях рек Урала и Эмбы, а Малая Орда кочевала в Приазовье и Предкавказье, охватывая значительную часть нынешнего Ставрополья. Основным типом поселения ногайцев были аулы. По истощению пастбищ аул регулярно перекочевывал на другое место. Традиционное жилище – юрты – были приспособлены к кочевому образу жизни. Лишь со второй половины XVIII века у ногайцев начался постепенный переход к оседлому образу жизни. По данным Первой переписи населения 1897 года в Ставропольской губернии проживало 19700 ногайцев. В настоящее время в России сформировано 3 района компактного расселения ногайцев – Дагестан, Ставрополье и Карачаево-Черкесия. В Ставропольском крае проживает 20700 ногайцев (22,7 % от общей численности в стране). На Ставрополье ногайцы это шестой по численности этнос края. Основным ареалом их расселения является Нефтекумский район (17,3 % от общей численности населения района), где проживает 78,8 % от общей численности ногайцев в крае. Ногайские поселения расположены также на территории Минераловодского (6,3 %) и Кочубеевского районов. Ставрополье – край многонациональный, издавна являющийся этноконтактной зоной народов Евразии. Некогда по территории края проходили версии Великого Шелкового Пути, пересекавшиеся в средневековом городе Маджары, размещенного в среднем течении реки Кумы. Ставропольский край, расположенный в центральной части Северного Кавказа, является одним из интереснейших в природном и историко-культурном отношении регионов России. Особый интерес представляют восточные районы края, заселенные разными народами с их национальными культурами – традиционными (ногайцы, туркмены), относительно новыми этническими группами (татары, даргинцы, аварцы), субэтнической культурой терских казаков, традициями русского этноса и культурой, относительно недавно вернувшихся в Россию казаков-некрасовцев. Самобытная культура этих народов, национальные праздники, фольклор, промыслы и ремесла, национальная кухня вызывают интерес у туристов и являются ресурсом для развития этнографического (этнокультурного) туризма, способствующего включению культуры этих народ в мировое культурное пространство.

Яндекс.Метрика