Художники и произведения

Год театрального художника

…«Мир – театр», – отчеканил когда-то Шекспир. И, перефразируя этот афоризм, знакомый всем еще со школьной скамьи, можно с ничуть не меньшим на то правом заявить: Театр – это тоже целый мир. Яркий, могуче притягательный и многоликий. Мир, среди демиургов которого – представители самых разных профессий, чье творческое содружество и рождает чудо, именуемое спектаклем. И в том числе – театральные художники. Те, кто «одевает» спектакль, вдохновенно выстраивает его цветовой и образный ряд, «переплавляет» задумки режиссера в многокрасочное волшебство декораций…

– Только вот сложилась такая устоявшаяся, но не совсем справедливая традиция – еще со времен того же Шекспира, наверное, – что в дни премьер, когда на сцену несут цветы, а в зрительном зале гремят овации, главными «героями дня» в глазах публики, как правило, становятся актеры и режиссер. А художник, оформлявший спектакль, остается как бы несколько в тени… Вот мы и решили эту традицию немножко поломать. И совместно с Минкультом Северной Осетии объявили нынешний, 2012, год в нашей выставочной деятельности Годом театрального художника. Чтобы поближе познакомить зрителей республики с работами замечательных мастеров этого жанра, которые трудятся сегодня в театрах Владикавказа, – рассказывает директор Республиканского музея театрального искусства Белла Салбиева.

Первой тематической выставкой, открывшейся здесь в рамках этого проекта еще в апреле, стала выставка работ художников ТЮЗа «Саби». А второй, принявшей у нее «эстафетную палочку», – выставка, знакомящая посетителей музея с творчеством их коллег из Северо-Осетинского государственного академического театра им. В. Тхапсаева.

Его главный художник Аслан Кубалов, известный в республике график и мастер кисти, чьи работы, завораживающе дерзкие и глубокие, всегда буквально «фонтанируют» со сцены протуберанцами по-хорошему яростной, взрывчатой творческой энергетики. Выпускник знаменитой «Мухинки», с Осетинским театром он сотрудничает с 1969 года, оформил уже 30 с лишним его спектаклей. Не нуждается в представлении и имя художника-постановщика Осетинского театра Зинаиды Дзаховой – заслуженного художника РСО–А, лауреата Госпремии имени Коста Хетагурова. А вот заведующую его художественным цехом Эмму Вергелес и художника-технолога театрального костюма Веру Касаеву нужно, наверное, все-таки представить здесь немножко поподробнее. Первая окончила в свое время художественную школу в Ашхабаде, потом – факультет искусств СОГУ. На ее счету – около 15 оформленных в Осетинском театре спектаклей, детских и «взрослых». Вторая в театре – с 1976 года. Начинала художником-бутафором, потом закончила художественно-костюмерное отделение Московского художественно-технического училища. Под ее руководством «одеты» герои более трех десятков постановок Осетинского театра. Самых разных: тут и постановки национально-исторические, и мировая и русская классика, и волшебные сказки…

Работы этих четырех мастеров и вошли в экспозицию выставки в Театральном

музее. Это – и эскизы, и макеты декораций, занавесов, театральных костюмов. И сами костюмы, созданные в мастерских Осетинского театра по этим эскизам. Около каждого из этих экспонатов хочется стоять долго. Радостно узнавать «старых знакомых», любоваться, восхищаться… Отточенно-лаконичная и светлая изысканность работ Зинаиды Дзаховой, буйно жизнерадостное пиршество красок на эскизах декораций к спектаклям «Силач, богач и сирота Дзиго» и «Сатти и Батти», принадлежащих кисти Эммы Вергелес, ее же

эскиз занавеса к фестивалю «Сцена без границ» – яркий, как радуга, гимн во славу Его Величества Театра, роскошные исторические костюмы персонажей из мольеровского «Тартюфа» и «Ромео и Джульетты», «сконструированные» под руководством Веры Касаевой: серебро и сумрачный черный атлас платья синьоры Монтекки, богато, как кольчуга, отделанный золотом колет Герцога Вероны, сверкающая парча и пена воздушных кружев и лент, украшающих камзолы и кринолины французской знати эпохи

«Короля-Солнце» – Людовика ХIV… Это только малая толика того, что представлено на выставке.

А один из ее «гвоздей» – безусловно, макет декорации все к тому же спектаклю Тамерлана Дзудцова «Ромео и Джульетта», выполненный Асланом Кубаловым. Здесь «правит бал» строгая и полная сдержанного трагизма цветовая триада: алое, черное, сталь. Проступают на заднике из сурового полумрака резкими силуэтами готические шпили и

купола веронских соборов. И пламенеют в тучах отблески заката – густые, цвета крови…

– Какие из моих работ, представленных здесь, – самые любимые? – Эмма

Вергелес, которой задали этот вопрос на церемонии открытия выставки, улыбается. – Пожалуй, эскизы декораций и костюмов к трагедии Анатолия Дзантиева «Анахарсис». Постановка этой пьесы – уже давно в планах нашего театра, сейчас идут поиски режиссера… И необыкновенно интересно было работать над этой темой: ведь действие «Анахарсиса» происходит в древней Скифии. Я очень много для себя открыла и узнала, «вживаясь» в эту эпоху…

– Идея этой выставки – замечательная! – подхватывает, в свою очередь, худрук

Осетинского театра, председатель Союза театральных деятелей Северной Осетии,

народный артист РСО–А Казбек Губиев. – И мы по-настоящему благодарны музею за то, что он привлек наш театр к участию в таком интересном проекте. В проекте, который, уверен, порадует зрителей республики еще множеством открытий: ведь Год театрального художника в Осетии продолжается…

Яндекс.Метрика