Недвижимые памятники Истории

Суннитская мечеть

Владикавказ всегда отличался необычайной конфессиональной пестротой. На небольшой по размерам территории города были представлены едва ли не все известные миру конфессии.

Суннитская мечеть (или мечеть Мухтарова) на левом берегу Терека — один из символов Владикавказа. Мечеть строилась с 1905 по 1908 годы, огромный вклад в финансирование строительства внес бакинский нефтепромышленник, миллионер Муртазы-Ага Мухтаров. Его жена Лиза, дочь генерала Туганова, была уроженкой Владикавказа.

Культовый комплекс Уастырджи дзуар

Жители, их дома, их святилища и храмы под защитой крепостных стен — почти все поселения мира развивались по этому плану. Дзивгис не стал исключением. Но если мощная Дзивгисская крепость давно утратила свое стратегическое значение, то древние культовые комплексы на территории села по-прежнему исполняют свою духовную роль.

В Дзивгисе сохранились святилища Уацилла и Дзывгъисы Уастырджийы кувандон, но более прочих знаменит и почитаем культовый комплекс Дзывгъисы Уастырджи дзуар, состоящий из христианского храма св. Георгия (Уастырджи) XIV-XVI веков и более древнего святилища.

 

Дзивгисская наскальная крепость

В Дзивгисе находится одна из самых знаменитых и удивительных достопримечательностей Северной Осетии: наскальная (пещерная) крепость, построенная в XIII-XVI веках. Ее массивные стены с узкими бойницами словно вырастают из отвесной скалы на высоте 65 метров над землей. Укрепления, сложенные из местного камня и поросшие местной растительностью, выглядят единым целым с «материнской» горой Кариухох, несмотря на очевидную рукотворность сооружения.

Эта крепость самая большая, но не единственная: на том же скальном массиве, чуть левее, расположены еще несколько подобных укреплений, сейчас никак друг с другом не связанных. А когда-то, во время осады, аланские воины перебирались из крепости в крепость по деревянным мосткам, проложенным между скальными карнизами.

 

Даргавсский «Город мёртвых»

Надалеко от поселка Даргавс в Даргавском ущелье Северной Осетии, на крутом каменистом склоне горы Раминыраг, стоит Город мертвых. Это не гипербола и не метафора: все здешние обитатели — мертвецы Даргавсский некрополь представляет собой комплекс из 95 родовых склепов разного размера, в которых осетины с XIV хоронили усопших. Покойников не зарывали в землю, а укладывали в склепе, внеся внутрь через окно. Окно потом закрывали деревянным щитом. Каждый склеп представляет собой небольшой оштукатуренный каменный домик с островерхой крышей в виде многоступенчатой пирамиды, выложенной сланцевой черепицей. Надземная часть — только верхушка айсберга: под многими зданиями есть глубокие ямы. Когда все боковые полки склепа заполнялись усопшими, останки опускали вниз, освобождая место для новых погребений. Таким образом, в одном склепе помещалось свыше ста покойников. Эти «мертвые дома» служили еще и для своеобразного карантина. Исторические хроники свидетельствуют о том, что в разгар эпидемии чумы семьи, в которые приходила болезнь, закрывались в склепах и доживали там свои последние дни.

Башня Курта и Тага

В селе Уаллагсых, к югу от селения Даллагкау, на высокой горе Хакун возвышается древняя башня. Она называется башней Курта и Тага, и это настоящая жемчужина Куртатинского ущелья. Старинное сооружение не только привлекает туристов, но и является родовым замком для великого множества осетин.

По легенде, замок построили Курта и Тага (ударение в обоих именах падает на последний слог) — два брата, которых почитают как основателей Куртатинского и Тагаурского обществ. К этим братьям возводят свою генеалогию более ста фамилий Северной Осетии.
О происхождении этой башни есть легенда, похожая на сказку. Когда-то на горе Хакун жил осетин с женой и единственным сыном. Однажды сын поссорился с отцом, наказавшим его за неповиновение, бежал в селение Кадгарон, где в то время жили черкесы (касоги), и поселился у черкесского князя. Добрый и прилежный юноша заслужил доверие своего господина, и тот полюбил его, как родного.

Яндекс.Метрика