Деятели тетра

Интервью с Хасаном Биджиевом

Хасан Биджиев родился в Пахта-Аральском районе Южно-Казахстанской области 3 декабря 1950 года. Он окончил актерский факультет Тбилисского театрального института имени Ш. Руставели. С 1972 по 1984 год — работал актером Карачаевского драматического театра.
В 1984 году поступил на режиссерский факультет ГИТИСа им. Луначарского.
Закончив его с отличием, с 1989 года работает главным режиссером национального драматического театра.
Внес значительный вклад в развитие карачаевского театра. В 2002 году стал директором Русского театра КЧР. Открыл актерскую студию при училище искусств и культуры, где работал руководителем курса. Многие выпускники его курса — такие, как Энвер Дотдуев, Фатима Токова, Аладдин Хубиев — связали свою жизнь со сценой.
Будучи актером, Биджиев сыграл около сорока ролей, в том числе в пьесах классиков У. Шекспира, Лопе де Вега, Мольера, А. Чехова, Н. Островского, а также в пьесах местных авторов — Б. Биджиева, Б. Аппаева, С. Бабоева, М. Батчаева, Ш. Алиева и других.
Биджиев является также автором переводов пьес на карачаевский язык.
В канун Международного дня театра я встретился с директором Карачаево-Черкесского республиканского русского драматического театра, заслуженным артистом Российской Федерации, народным артистом Карачаево-Черкесской Республики, председателем Союза театральных деятелей Карачаево-Черкесии Хасаном Якубовичем БИДЖИЕВЫМ и попросил его ответить на несколько моих вопросов.— Хасан Якубович, расскажите немного о работе вашего театра. С какими результатами он подошел к своему профессиональному празднику и какие новые спектакли увидят зрители в ближайшее время?
— Определенные достижения у нас, конечно, есть.
Каждый театральный сезон мы планируем на один год вперед, и у нас все идет как задумано. Кроме того, нам предложили поставить спектакль, посвященный 65-летию Великой Победы. Эта постановка будет внеплановой, но необходимой работой. Потому что День Победы — это святой праздник. Подбирали сценарий, который мог бы заинтересовать, в первую очередь, ветеранов, но не оставил бы равнодушными и молодых зрителей. Чтобы они знали, через что пришлось пройти их дедам и прадедам. Собираемся ставить на сцене спектакль «Васса Железнова», который в свое время победил в 4-х номинациях из шести на Фестивале русских театров ЮФО в г. Новочеркасске Ростовской области. Я пригласил из Санкт-Петербурга известного режиссера-постановщика этого спектакля Ахмата Байрамкулова.
Пользуясь случаем, мы попросили его подкорректировать режиссуру спектаклей «Восемь любящих женщин», «Вниз с горы». Последний получил специальный приз на фестивале ЮФО и стран Прикаспийского и Черноморского регионов в г. Махачкале. В этом фестивале принимали участие русские театры из Франции и Германии, а также из Санкт-Петербурга и Москвы. Это был большой фестиваль-форум.
Мы стараемся расширять наш репертуар. Ставим не только русскую классику или современную драматургию, но также обращаемся к северокавказским драматургам. Например, поставили пьесу осетинского автора Айларова «Жена по контракту». Кстати, в свое время этот спектакль произвел настоящий фурор.
Еще один наш спектакль — «Очень простая история» — имеет большой зрительский успех.
Для детей и молодежи ставим сказки, новеллы. Среди них особым успехом пользуются «Оловянный солдатик», «Шайтан-сихота».
Главный режиссер Ставропольского краевого драматического театра им. Лермонтова Валентин Бюриков ставит у нас сказку «Маленький Мук». Юные зрители ее с удовольствием посмотрят.
Наш театр давно совершает обменные гастроли с Калмыцким государственным драматическим театром им. Батыра Басангова. Этот год тоже не стал исключением — в течение ближайшего месяца они приедут к нам со своим спектаклем, а мы — к ним. Подобная договоренность у нас есть с театрами из Ставрополя, Новочеркасска.
Во второй половине сезона, ближе к осени, мы планируем поставить еще один спектакль. Так что работа идет по графику. 
Я являюсь еще председателем Союза театральных деятелей Карачаево-Черкесии. Со своими коллегами по союзу мы решили провести отборный конкурс среди четырех профессиональных театров республики, чтобы выявить достойнейших в двух номинациях: «Лучший режиссер» и «Лучший актер». Режиссерская премия будет носить имя Шахарбия Алиева, актерская — Мухарбека Акова. Это решение поддержал в Москве председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин.
По итогам 2009 года лучшей актрисой стала Ольга Ивашова, заслуженная артистка КЧР, актриса Русского театра.
— Хасан Якубович, как идет сотрудничество русского театра с профильным театрами соседних республик: Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Абхазии?
— Республики, которые вы назвали, для нас, жителей Карачаево-Черкесии, — самые близкие и по границе, и по духу. Там наряду с русскими театрами существуют и национальные.
Я этот вопрос адресовал бы, честно говоря, национальным театрам нашей республики. Потому что они должны больше сотрудничать с ними. Хотя и мы стараемся поддерживать связь. Пока это сотрудничество не на должной высоте.
Я обсуждал этот вопрос с Зауром Зеховым, председателем Союза театральных деятелей Республики Адыгея. Мы должны все-таки сделать первые шаги для того, чтобы наладить связь между театрами. Раньше мы по полтора месяца находились в гастрольных поездках по соседним республикам. Несмотря на экономический кризис, наши отношения с соседними регионами не утеряны. Мы свой язык и язык соседей не забыли. Можем показать хороший спектакль или написать хорошую книгу или пьесу.
Только надо донести это искусство до своего зрителя и до зрителей братских республик, которые поддерживают с нами дружеские, добрососедские связи.
— В вашем театре работает несколько поколений актеров. Как вообще у вас решается вопрос преемственности?
— Это один из главных вопросов театра. Наша актерская кузница — Северо-Кавказский государственный институт искусств в г. Нальчике.
В этом вузе выпущено по одному курсу дипломированных актеров для абазинского, карачаевского и черкесского театров. Они органично влились в свои коллективы. Молодые актеры внесли свежую струю в развитие и процветание своих театров.
Если говорить конкретно о нашем театре, то мы нашли другой ход. На базе Колледжа культуры и искусств им. А. Даурова мы создали три студии, где готовили актеров для Русского театра. Руководителем курсов был я. Первые два курса были смешанные. Выпускники этих студий сегодня работают во всех четырех театрах, которые размещены в стенах нашего здания.
Последняя, третья студия, готовила актеров исключительно для Русского театра. Почему? Потому что к этому времени большой поток актеров начал готовить Северо-Кавказский институт искусств г. Нальчика. Актеров для нашего театра мы набирали из числа жителей г. Черкесска, чтобы у них не было проблем с жильем. Большинство выпускников третьей студии в настоящее время работают у меня в театре.
— Скоро 65-летие Великой Победы. Как готовится ваш театр к этой знаменательной дате?
— Мы собирались инсценировать рассказ Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» или другую повесть, рассказ на военную тематику. Пришли к выводу, что это должны быть не только стрелялки. Как поется в одной песне Владимира Высоцкого: «Земля пока не умерла, а затаилась во времени». Эти слова говорят очень точно о войне. Мы хотим собрать письма фронтовиков, которые свято хранятся в их семьях. В войне участвовали ребята, которым в ту пору было по 18–20 лет. За основу надо взять военные песни, а также стихи и прозу известных поэтов и писателей того периода: Константина Симонова, Матвея Блантера, Матусовского, Александра Фадеева, Михаила Шолохова, Николая Карпова и др.
Это будет повесть-спектакль о людях, которые выжили в войну.
— Хасан Якубович, у нас в республике действуют четыре театра — русский, карачаевский, черкесский и абазинский. Когда появится ногайский?
— У нас в республике радиовещание ведется на пяти языках, телепередачи тоже, газеты выходят на всех пяти языках народов республики. А вот с театром тяжелее. Я надеюсь, что это время не за горами.
— Спасибо! Удачи вам и с Международным днем театра!
— Двери наших театров открыты для всех. Добро пожаловать!

Яндекс.Метрика