Прикладное искусство

Прикладное искусство черкесов

В прошлом искусство черкесов было тесно связано с производством бытовых предметов из дерева, камня, кожи и шерсти. Несложной геометрической резьбой украшали деревянную посуду и другие изделия. Цветочными розетками, каймой цветочного узора и изображениями бытовых предметов покрывали надгробные памятники. Резьбой украшали также каменные столбы – коновязи, которые сооружались во дворах богатых людей.

Традиционный костюм черкешенок отличался изяществом и красотой. Нарядное платье шилось из шелка или бархата, украшалось галуном и вышивкой и подпоясывалось серебряным поясом. Сверху надевали вышитый кафтанчик из темно-красной или черной материи с серебряными застежками. Обувь из кожи также вышивалась серебром. Взрослые девушки и молодые женщины носили «золотую шапочку» с высоким твердым околышем, украшенным галуном, вышивкой, и верхом из сукна или бархата. Отделкой текстильных изделий занимались женщины. Особенно славилось искусство золотого шитья. Рельефный узор черкесской золотой вышивки четко выделялся на фоне ткани. Вышивали по сукну, бархату, коже. Черкешенки достигли высочайшего мастерства в тканье галунов, плетении тесемок и шнуров. Широко было распространено и плетение узорных циновок из болотной травы. На готовое изделие в отдельных местах иногда нашивали помпоны из цветной шерсти. Циновки вешали на стену, а днем клали на кровать. Часто циновка служила и молитвенным ковриком.

Прикладное искусство карачаевцев

В прикладном искусстве карачаевцев отразились черты, свойственные их древним предкам – кочевым народам.

Особенно интересны узорные войлоки, традиция изготовления которых жива и в настоящее время. Каждый из способов их изготовления связан с определенным назначением вещи. При создании войлока с вкатанным рисунком шерсть разных цветов раскладывается в соответствии с узором. Орнамент в виде кругов и треугольников получается с обеих сторон изделия. Для него характерны мягкие расплывчатые очертания. Войлок с инкрустацией создается из двух готовых войлоков разных цветов. Стилизованный растительный узор располагается на нем в виде каймы и медальонов посередине. Войлок с аппликацией делают из узкой полосы черного цвета, на которую нашиваются узоры из войлока или сукна белого или красного цветов. Орнаментация очень разнообразна. Это геометрические и стилизованные растительные изображения, сочетающиеся с отдельными предметами, фигурами людей, животных и родовыми тамгами (знаками).

Прикладное искусство абазин

Издавна у абазин была распространена художественная вышивка, которой украшали костюмы (женские бешметы и шапки, обувь), сумочки и кисеты. Вышивки отличаются неяркими цветами, сочетанием геометрического орнамента с растительными мотивами, легкого линейного орнамента – с крупным пятном и большими свободными пространствами вокруг узора. Мастерицы используют разнообразные техники вышивки. Самой распространенной являлась гладь. На основном фоне, выстланном золотыми и серебряными нитями, создаются различные узоры – зигзаги, ромбы, квадраты, косые линии, которые образуют единый композиционный сюжет. Большой популярностью пользуется и тамбурная (цепочкой овальных петель) вышивка. Ею украшают легкие ткани – тонкое сукно, шелк, атлас, в основном красного и темных цветов. Для украшения текстильных изделий применяется также аппликация.

Изготовление войлочных и вязаных предметов – одно из древнейших видов искусства у абазин, сохранившееся в настоящее время. Особенностью абазинских войлоков является четкость и ритмичность узора. При этом орнаменты на войлочных изделиях почти никогда не повторяются.

Яндекс.Метрика