Народные традиции и обычаи

Свадебные традиции в Карачаево-Черкесии

Теперь уже в Карачаево-Черкесии невест не крадут, но еще недавно этот обычай имел полную силу. И хотя многие свадебные обычаи карачаевцев утрачены, некоторые моменты все же можно проследить.

Традиции и обычаи черкесов

По черкесскому обычаю, каждый приезжий мог заехать в любой двор, спешиться у коновязи, войти в кунацкую и провести там столько дней, сколько считал необходимым. Гостем мог быть мужчина любого возраста, знакомый и незнакомый, даже кровный враг. Хозяин не имел права интересоваться ни его именем, ни его званием, ни целью посещения. Отказ в гостеприимстве был немыслим, и даже недостаточная заботливость со стороны хозяев, принимавших гостя, считалась позором: в старину такого человека судили и наказывали. Хозяин отвечал своим имуществом за ущерб, понесенный гостем во время пребывания в его доме; он должен был оружием защищать гостя, если тому угрожала опасность. Гость занимал самое почетное место за столом. Его угощение составляло целый ритуал. Столики с едой переходили от более почитаемых лиц к менее почетным и, наконец, выносились за пределы кунацкой, где поступали в распоряжение женщин и детей. Если подавался целый баран, то мясо распределялось согласно положению участвующих в пиршестве. Голова и лопатка, как лучшие части, предлагались гостю. Хозяин был обязан не только кормить гостя во все время пребывания его в доме, но и снабдить всем необходимым на дорогу. Кунака обычно принимали не в гостиной, а в жилом доме хозяина семьи. Неписаный этикет требовал, чтобы каждая семья имела кунака другой национальности, который считался другом семьи и на которого распространялись брачные запреты. Кунацкая служила местом пребывания всей мужской части семьи. Неженатая молодежь мужского пола ночевала в кунацкой, если там не было гостей. Черкесы в доме обычно почитали порог и очаг.

Традиции и обычаи карачаевцев

Карачаевцы свято соблюдали обычай гостеприимства. Чтобы обеспечить защиту чужеродцу, сохранялся обычай приема в род. При этом принимаемый должен был пройти под палкой, которую держали старики – члены рода. Такое родство именовалось родством «по палке», в отличие от родства «по головешке». Последнее выражение означало кровное родство, так как при разделе семьи братья, уходя в новые дома, брали с собой по головне из родного очага. Сохранилось почитание родового очага и над-очажной цепи. Cуществовала клятва цепью, цепь не продавали и даже не выносили из дома.

Свадебный обряд содержал много древних черт и проводился преимущественно осенью или летом до начала сельскохозяйственных работ. Определялось, какой калым (выкуп за невесту) должен уплатить жених, какую его часть обязан отдать отцу невесты до свадьбы, а какую оставить у себя в виде залога на случай развода.

При переезде невесты в дом жениха в ее дворе затевалась шуточная борьба за нее. Невесту одевали в национальный костюм, после чего одна из подруг сообщала, что невеста наряжена, но для нее требуется покрывало. Тогда шафер жениха преподносил покрывало с обручальным кольцом. Затем исполнялся обряд «перевода невесты с циновки». Близкий родственник жениха подходил к невесте, брал ее за руку и говорил: «Невеста, душа моя, сопровожу тебя в добрый путь». Они делали несколько шагов к выходу, а шафер дарил женщинам со стороны невесты определенную сумму денег. Невесту, закрытую с головой покрывалом, усаживали в украшенную коврами и узорным войлоком арбу.

Традиции и обычаи абазин

Обычаи абазин формировали особенности их быта. Таков, в частности, был обычай гостеприимства. В помещениях для гостей (кунацких) в состоятельных абазинских домах имелось все необходимое для гостя: кровать, стол, таз, кувшин с водой, полотенце. Двери этого помещения не закрывались. Если посетитель был особо уважаемым, хозяин сам держал стремя его коня, снимал с гостя оружие, провожал в кунацкую. Если среди приехавших были женщины, то встречать их выходили также женщины, которые отводили их на соответствующую половину дома. Пока гость находился в доме, хозяин отвечал за его жизнь и безопасность.

Абазинская знать зачастую отдавала своих детей на воспитание посторонним людям в другой аул, а также соседним народам – карачаевцам, ногайцам. Точно так же и абазины принимали на воспитание детей других национальностей. Сроки пребывания воспитанника в приемном доме варьировались от нескольких месяцев до достижения совершеннолетия, замужества или женитьбы. К такой практике часто прибегали для прекращения кровной вражды.

Яндекс.Метрика