Народные промыслы

Орудия труда

Испокон веков занимаясь созидательным трудом, ингуши применяли все типы и виды орудий труда, необходимые при проведении различных работ: пахота, уборка урожая, уход за скотом и посевами, строительство башен, кузнечные работы, садоводство, пчеловодство, изготовление посуды и домашней утвари, обработка шерсти, шелка, конопли, прикладное искусство, изготовление оружия, обработка кожи, дерева, камня, глины. Каждый вид названных работ требовал соответствующих условий, орудий и приспособлений. Исходя из этого и учитывая опыт предыдущих поколений, создавались эти предметы быта.

Особую основательность придавали инструментам, орудиям труда необходимым при возведении башенных построек, а также оружию и кузнечному оборудованию. Здесь особо надо отметить, что народные лекари («лораш»), кузнецы («аьшка пхьараш») и строители башен («т1оговзаш») имели в народе такой авторитет и уважение, что при случае убийства ими человека на них не распространялась кровная месть, т.к. они считались «мехка нах» т.е. «людьми страны», которые со своими ремеслами служили всему народу. Орудия труда изготавливались из разных материалов в зависимости от их назначения: металл, дерево, кость, рог, камень; также широко пользовались инвентарем и приспособлениями. Богатый терминологический материал дает нам солидную информацию о тех или иных орудиях труда. При пахоте использовались; «нух» (д,д)- плуг; «гота» (я,я) – приспособления для пахоты, сама пахота; «хьалхадувца» (я,я) – налыгач; «охка» (д,д) – плетенная кожаная веревка; «сормаст» (д,д) – веревка из конских волос; «боал» (б, д) – пласт земли, перевернутый плугом; «макха» (б, д) – борона; «эл» (я) 1 – целина 2 – куча зерна; «хьонаг1ал» (б, д) – предплужник; «нухдувг1арг» (я,я) – отвал плуга; «саьзг1а» (б, д) – грядиль (продольный брус плуга). Для ухода за посевами применялись: борона («макха»); мотыга («цел»), каток – «корчолг» использовался для утрамбовки посева.

Народное искусство

Как известно, на территории Чечено-Ингушетии так и не сложился развитый феодальный строй. Отсутствие старинной знати, которая у других народов Кавказа направляла искусство к обслуживанию своих интересов, определило более свободное развитие народного творчества, отчасти демократического по своему содержанию, выражавшего интересы народа.

В этом кроется одна из причин неприятия вейнахами многих элементов искусства близких соседей (изощренной утонченности персидских сосудов, роскошной цветистости восточных ковров и т. п.). Зато появился свой собственный стиль, в основу которого легли простота и лаконизм форм, строгость рисунка и цветовой гаммы.

Исламизация страны отрицательно повлияла на дальнейшее развитие народного творчества, усилив суровый аскетизм строжайшим запрещением изображать людей и животных. Это создало условия для распространения элементов арабского стиля — орнаментальной вязи, зачастую включающей в композицию узора письмена, содержащие тексты священных писаний.

История развития прикладного искусства Чечено-Ингушетии тесно связана с возникновением ремесел, которые развивались на базе использования глины, песчаника, известняка, а также ценных древесных пород: бука, ясеня, дуба, ореха и т.д.

Яндекс.Метрика