Краеведы

Школа и вопросы народного просвещения

Царизм сознательно держал простой народ, особенно нерусских, в темноте и невежестве, открывая школы лишь с целью укрепления своего господства и подготовки преданных служащих. Вот почему Ленин справедливо возмущался тем, что «в России неграмотных 73 процента, не считая детей до 9-летнего возраста»1.

У горских народов Кавказа, по свидетельству официальных источников, процент неграмотности достигал почти 100. Анализ посемейных списков за 1886 год показывает, что в чеченских и ингушских селениях, расположенных на равнине, грамотные насчитывались единицами. Так, в селении Старо-Сунженское было грамотных на русском языке 1 человек, на арабском — 14. Еще хуже обстояло дело в горных районах. Здесь во многих населенных пунктах вообще не было грамотных. Женщин, как правило, не обучали грамоте вовсе.

История развития учебного дела на Северном Кавказе начинается, в сущности, с 1848 года, когда был создан Кавказский учебный округ. Перед ним ставилась задача сблизить учебные заведения Кавказа по составу и направлению преподавания с учебными заведениями империи. Но о преподавании на родном языке, об учете национальных особенностей народов Кавказа и создании школ на национальных языках никто не думал.

История края: победа колхозного строя

Вторая пятилетка являлась для Чечено-Ингушетии, как и для ряда других национальных республик и областей, решающим этапом социалистического преобразования сельского хозяйства. В результате возросшей индустриальной мощи Советского государства социально-экономический уровень в прошлом отсталых районов страны резко повысился.

Уже с самого начала пятилетки значительно увеличились выделяемые для Чечено-Ингушетии материально-технические и финансовые средства. 1 июня 1933 года было издано постановление Всероссийского ЦИК «О советском, хозяйственном и культурном строительстве Чеченской автономной области», наметившее ряд важных мер, необходимых для обеспечения дальнейшего подъема экономики области (увеличение снабжения сельского хозяйства техникой, сортовыми семенами, племенным скотом, расширение подготовки кадров и др.). Предусмотренные постановлением мероприятия были полностью осуществлены.

История края: развитие промышленности

В результате выполнения второго пятилетнего плана социализм в СССР одержал полную победу. В нашей стране были окончательно ликвидированы все эксплуататорские классы, полностью уничтожены причины, порождающие эксплуатацию человека человеком и разделение общества на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Государственно-социалистическая и кооперативно-колхозная собственность на производственные фонды, на орудия производства и производственные постройки к концу второй пятилетки составляли 98,7% всех производственных фондов страны. Социалистическая система производства стала безраздельно господствовать во всем народном хозяйстве СССР: социалистические предприятия страны производили 99,8% валовой промышленной продукции, 98,6% валовой сельскохозяйственной продукции.

Утверждение общественной собственности на средства производства и ликвидация эксплуататорских классов привели к коренному изменению классовой структуры советского общества, к установлению новых социалистических отношений между людьми в процессе производства — отношений товарищеской сотрудничества и взаимопомощи. Победа социализма в CCCР обеспечила невиданное раньше моральное и политическое единство народов под знаменем и руководством Коммунистической партии и Советской власти, укрепила их дружбу.

Яндекс.Метрика