Анатолий Тюрин - 3.8. Кидани и кытаи

Содержание материала

3.8. Кидани и кытаи

В публикации [Гумилеву, 2004] в указателе этнонимов написано: «КЫТАЙ, см. КИДАНИ». Значит, КИДАНИ – это и есть КИТАИ/СКИТЫ/СКИФЫ НХ ФиН. Считается, что кидани являлись кочевым народом, создавшим в северо-восточном Китае средневековое государство. Автор публикации [Никифоров, 2006] установил, что даты 7 астрономических явлений, описанных в истории государства Киданей, сдвинуты в прошлое на 617 лет, что соответствует одному из квазипериодов повторения аспектов внешних планет, Луны и Солнца. Соответственно в прошлое сдвинута и вся хронология государства Киданей. Реальную же его хронологию следует поместить в период 16-18 веков. Скорее всего, кидании 16-18 веков – это остатки самого восточного компонента Руси-орды 14-16 веков или одна из частей манЖуРов/манГуЛов, завоевавших Китай в 17 веке. Возможно, часть истории киданей, соответствующая 16 - первой половине 17 векам, отражает их прошлое в период, когда они жили за пределами Китая.

3.9. Черкасы, кыргызы и аскеры

В [ХРОН4, глава 3] приведена цитата (со ссылкой на работу по истории Сибири), характеризующая хакасов. «В половине ДВЕНАДЦАТОГО ВЕКА в восточной и центральной Азии жили самостоятельные племена, носившие название КАЗАЧЬИХ ОРД. Наиболее значительная «казачья орда» жила в верховьях реки Енисея и занимала земли на востоке от озера Байкал и на западе до реки Ангара. В китайских хрониках орда эта называлась хакассы, что по исследованию европейских ученых равнозначно слову «казак». По запискам, оставленным современниками, - «хакасы» или «казаки» принадлежали к индо-иранской расе. Они были белокуры и светловолосы; высокие ростом, с зелено-голубыми глазами; храбры, горды и в ушах носили кольца. (Рихтер, немецкий историк 1763-1825 гг., «Иохим», Записки о Монголии).» Лингвистическую составляющую этих сведений можно уточнить по публикациям [Бутанаев, 1992; Кызласов, 1992, О самоназвании; Кызласов, 1992, Ответ оппонентам; Кляшторный, 1992; Яхонтов, 1992].

Этноним ХАКАСы появился в 1917-1918 годах, когда это самоназвание приняли на своих съездах коренные жители Минусинской котловины. «В данной ситуации местная интеллигенция обратилась к тем далёким временам, когда, согласно китайским летописям, в долине Среднего Енисея существовало государство Хягас» [Бутанаев, 1992]. «...в летописях династии Тан формой хягасы передавали звучание этнонима кыргыз. Мы разделяем такую точку зрения, тем более, что она подкрепляется и местными материалами.» Автор публикации [Гумилев, 2004] привел некоторые данные из летописей китайской династии Тан. Из них однозначно следует, что отожествление ХЯГАСов с жителями Минусинской котловины есть не твердо установленный факт, но результат интерпретации противоречивой информации. В летописях словом ХЯГАС назван город или географический объект, который служит точечной привязкой для характеристики направления течения рек в описываемой географической области. Кроме того, в соответствии с китайскими летописями, севернее нее живет народ, который разводит лошадей и пашет на них землю. Севернее же Минусинской котловины, в которой расположена Хакасия, начинается зона глухой тайги. Условий для проживания в ней земледельческого народа не имеется. По этнониму ХАКАС опубликовано и альтернативное мнение [Бутанаев, 1992], являющееся категоричным. «Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что этноним хакас не мог существовать среди коренных жителей степей Минусинской котловины. Его просто не было.» Относительно же китайских источников вполне определенно высказался автор публикации [Яхонтов, 1992]. «Строго говоря, в китайской литературе слова хакас нет.» Скорее всего, в летописях династии Тан говорится о другом регионе - ХЯ+ГАС, географическое название, которое связано с казаками Руси-орды. По подписи под рисунком в публикации [Бобров, 2000] можно понять, что ХЯ – это телохранитель. Относительно же локализации топонима ХЯГАС выскажем следующую гипотезу. В северной Монголии проживали ХАЛХАСы [Монголия] – ХАЛ+ХАС/КАСы. Их политический центр (городок) вполне мог называться ХЯКАС и быть расположенным в бассейне Селенги. Севернее же места проживания ХАЛХАСов находится Забайкалье, где развито коневодство и возможно земледелие.

Мнение специалистов об одном термине, относящемся и к Хакасам, и к Хакасии, едино. «Практически после исследования С.Е. Яхонтова стало совершенно очевидно, что и в китайских, и в древнетюркских, и в мусульманских, и в византийских, а позднее и в русских источниках название народа и страны фиксируется одинаково — кыргыз, хыргыз, кыргызская землица.» [Кляшторный, 1992]. Понятно, что в слове КЫРГЫЗ присутствует идентификационный признак Орды – ГЫЗ/ГЫС (гусь). Но что такое КЫР? Ответ на этот вопрос мы получили на форуме сайта проекта «Новая Хронология». Слово КИРГИЗ/КЫРГЫЗ это немного искаженное слово ЧЕРКАС (сообщение №32 http://chronologia.org/dcforum/DCForumID2/11415.html#32). « ... современные хакасы в разговорном языке в качестве своего самоназвания применяют термин тадар» [Бутанаев, 1992]. ТАДАР – это ТАТАР, один из двух синонимов обозначающих воинов Орды. Вот и слились воедино в пределах Минусинской котловины (соответствующая ей географическая зона распространения скифской культуры названа Южной Сибирью) область тагарских (скифских) курганов и три термина, обозначающие военное сословие Руси-Орды: КАЗАКИ, ЧЕРКАСЫ и ТАТАРЫ. Следует отметить и то, что слово qasa (каса) по-самодийски означает «железо» [Кызласов, 1992, Ответ оппонентам]. То есть, самодийцы, проживающие в непосредственной близости от казаков-татар Минусинской котловины, производивших, в том числе, и железо, назвали его по имени производителей. «Хакасия, до присоединения к России, состояла из четырёх княжеств - Алтысарского, Исарского, Алтырского и Тубинского ...» [Бутанаев, 1992]. Два названия из четырех княжеств имело в своей основе слово САР (ЦАРь): АлтыСАР и иСАР. Отмеченное выше «Вот и слились воедино ...» относится и к Туве, из которой кыргызы ушли в 1703–1706 годах [Боронин]. Только вместо курганов скифской тагарской культуры в Туве распространены классические курганы просто скифской культуры. В публикации [Гумилев, 2004] приведены транскрипции слова КЫРГЫЗ, применяющиеся в западных источниках: Khe-rget, Hir-kis, Gar-tis, Hir-tis. При этом отмечено, что это название народов, живущих в разных географических регионах. ЧЕРКАСы/КИРГИЗы/КЫРГЫЗы как раз и жили в разных регионах. Если в слове ЧЕРКАС мы поменяем местами его составляющие ЧЕР и КАС, то получим его синоним – гАСКЕР, что означает воин, солдат.

Самая западная часть Орды (северное Причерноморье, Средний и Нижний Дон, Северный Кавказ) называлась Черкасией. Ее наличие историки «замаскировали», главным образом, тремя «аксиомами»: «казаки - это беглые холопы, убежавшие или насильно выселенные на Дон в XVI-XVII веках» [ХРОН4, Глава 3]; крымские татары, это потомки татаро-монголов, пришедших в восточноевропейские степи в 13 веке; Черкасия – это в транскрипции ЧЕКЕСия позднесредневековая Адыгея [Носовский, 2006]. Лингвистический аспект «маскировки» можно рассмотреть по публикации [Нарожный]. Герберштейна пишет «О «пятигорских черкасах», которые «совершают богослужение на славянском языке»». ««Chirkassi Petigorski» на Северном Кавказе отмечаются и на карте англичанина Антония Дженкинсона». А автор публикации упорно именует их черкЕсами и идентифицирует с предками адыгов. При этом он не обращает внимание на явную несуразицу. Например, в приведенных им сведениях говорится о «смешанных «итало-черкесских семей», остававшихся в Крыму и после захвата Кафы турками». Получается, что предки адыгов проживали и в Крыму, что явно не соответствует ТИ.