Анатолий Тюрин - 3.6. Орда и руда...

Содержание материала

3.6. Орда и руда, кирки и казаны, каз и кан

Что общего между словами ОРДА и OR/ORE – руда (английский и немецкий языки), а также топонимом ОРь (один из притоков Урала)? Нами установлена однозначная корреляция зон распространения скифской культуры, выделенной по курганному типу погребения, с древними горно-металлургическими областями (Азия) или регионами, являющимися традиционными потребителями металла (Европа) [Тюрин, 2007, Интеграция, Скифы]. Из гипотезы о том, что скифская культура сформирована по материальному наследию Орды и пост-Ордынских формирований, следует, что ОРДА кроме всего прочего контролировала и добычу РУДЫ. Скорее всего, РУДа, это искаженное слово ОРДА. Можно предположить, что ОРДА контролировала добычу РУДЫ и на территориях Центральной и Западной Европы, подконтрольных Руси-орде. Поэтому в европейских языках от слова ОРДА произошли слова OR и ORE. Ну а река ОРь находится в рудной зоне Южного Урала. Кирка была главным инструментом при добыче руды и угля. Это и явилось причиной того, что она стала одним из сакральных символов. Отсюда и многочисленность находок этого инструмента и символа при раскопках поселений и погребений скифского времени [Тюрин, 2007, Интеграция, Скифы]. Конечно, сакральный символ должен иметь соответствующее название. Он и имеет: КИР+ка, то есть, символ-инструмент КИРа/ЦАРя. Конечно, там, где производятся добыча руды и металлы из нее, должны быть и лучшие КУЗнецы. То есть название профессии КУЗнец произошло от КУЗ/КАС/ГУС, казаков в совершенстве освоивших изготовление из железа и стали орудий труда и оружия. КАЗацкие КУЗнецы делали и специальные кухонные приспособления – большие КАСтрюли, совершенно необходимые в походной жизни. В них готовилась пища на всё КАЗацкое подразделение. Такая КАСтрюля называется КАЗан. Бронзовые КАЗаны являются одним из символов скифской археологической культуры. Имеются сведения, что манЖуРские/манГуЛские правители Китая требовали, чтобы алтайские народы, потомки воинов Орды, выплачивали им дань, в том числе, и железными котлами/КАЗанами. Не КУЗенами ли назывались КАЗаки, питающиеся из одного КАЗана? Конечно, КАЗаки-КУЗнецы ковали не только КАЗаны. Они ковали и защитное вооружение, в том числе и КАСки. В публикациях отмечается, что КАСки египетских КАЗаков-мамлюков закрывали все лицо воина. От этих КАСок при известном переходе К/М в М/К произошло слово МАСка.

В публикации [Айтматова, 2006] приведены топонимы Казахстана и Средней Азии, связанные с добычей металлов и других полезных ископаемых. Приведены и некоторые пояснения горняцких терминов. «Процесс поиска и добычи полезных ископаемых нашел отражение в группе названий с элементом «каз» (в тюркских языках - «копать»). В индоиранских языках - древнейших в регионе Средней Азии и Казахстана - аналогичное понятие выразилось словом «кан»». То есть, КАЗы, и воины, и КУЗнецы, и рудоКАЗы. Естественно, тот процесс, который они осуществляли (в том числе) – «копали» руду, в тюркских языках отразился как «копать». А КАН – это и «копать (иранское)», и «руда, рудник, копи, прииск (иранское)», и «город, селение, пункт оседлости (в стяженной форме «кан(д)», «кен(т)»», и «река, поток, приток (индоиранское)». Но это не все. КАН – это кровь, «... а в кыргызской языковой среде и хан (от «каан» - из тюрко-монгольского языка)». В соответствии с мнением автора публикации [Сулейменов], значение слова КАН – кровь, является общетюрским. В публикации [Нанзатов] приведена следующая информация: «... тюркские хун/хон (кун) – солнце ...». Скорее всего, солнце – это одно из главных значений слова ХАН/ХУН/ХОН/ХАМ/КАН/ГАН/КУН. Более того, это не просто название светила. Это имя одного из первых божеств, которому поклонялись люди. Слово, которым обозначают бога-солнце, однотипно во многих языках. «Тюркскую консонантную структуру почти не затронул закон NLR (переход носового согласного в плавный). Индоевропейскую он «не пожалел»: k-n > s-n > s-l > s-r. Праформы германских названий солнца: suun, soon, saan. ... Балты сохранили дифтонг: saul. Романцы долгий: sool. Индоиранцы: suar, huar, hoor. В тюркских языках не столь разнообразны вокализм и консонантизм: kun, kon, gun, gunes.» [Сулейменов]. Про КАЗ же, здесь и комментировать нечего. Рыбак – рыбачит, а КАЗы – КАЗнят, наКАЗывают, судят, КУЗнечат, охраняют, копают, возят письма (оКАЗия), сКАЗывают, поКАЗывают и музыку играют, на ГУСлях, конечно. Но иногда ЦАРи им и на ЦАРских музыкальных инструментах поиграть разрешали, на ЗУРе/ЦАРе, например. Общеизвестно, что азбука – это АЗ+БУКИ – первые славянские буквы. Но, может быть это и кАЗ+БУКИ – казацкие буквы? ХАНы/КАНы КАЗов продавали металлы и изделия из них в Иран. Откуда иранцы могли знать, что это КАЗы руду копают, не их ХАНы/КАНы? Конечно, они думали, что ХАНы/КАНы сами руду копают. Вот в иранских языках и появилось слово КАН со смыслом «руда» и «копать». А может быть, ХАНы/КАНы Руси-орды заставляли иранцев руду добывать. Европейцев ОРДА заставляла, а иранцев ХАНы/КАНы. Поэтому у первых руда обозначается словом ОR, а у вторых - КАН. Интересно, название «технической» птицы горняков – КАНАРейка (она в шахтах о метановой опасности сигнализирует) не от этих ли слов произошло КАН+АР/ОРейка? В русском языке КАНуть – это тоже копать (словарь Даля). Отсюда и КАНава. КАНцлер – не главный ли копатель? Таким образом, казаки, кроме всего прочего, являлись единым братством рудокопов, металлургов и кузнецов. Скорее всего, имелись и религиозные братства казаков. Возможно, одно из них называлось ИЗРАЭЛЬ, то есть гИЗ+РА+ЭЛЬ. Автор публикации [Гумилев, 2004] трактует весьма распространенное в прошлом в степной и лесостепной зонах Евразии слово ЭЛЬ как союз или объединение племен. Глава этого союза носил титул ЭЛЬХАН. Мы примем, что ЭЛЬ – это просто союз. Тогда гИЗ+РА+ЭЛЬ – это союз ГИЗ/КАЗов, поклонников бога РА. Имелись у казаков и ЭЛИ, которые впадали в религиозные и политические заблуждения. Один из них Азазель – гАЗ+гАЗ+ЕЛЬ/ЭЛЬ. Позднее этот ЭЛЬ превратился в падшего ангела Иудаизма.

Если мы распространим метод, примененный автором публикации [Айтматова, 2006], - выявление определенных топонимов, связанных с добычей металлов и других полезных ископаемых, за пределы рассмотренного им региона, то в поле нашего зрения попадут БалКАНы, старейший горнорудный регион. Тогда БАЛ+КАН – БАЛы, копатели руды. БАЛов мы уже знаем. Это название воинов, входивших в ГУР под названием БОЛ, то есть это БОЛ+ГАРы. Тогда БАЛ+КАНы – регион, где за добычу руды отвечал ГУР под названием БАЛ/БОЛ/БУЛ, то есть ГУР, в котором были БУЛаные лошади. Ну, а кто самый известный «копатель» всех времен и народов? Конечно Искандер – гИС+КАН+ДЕР. Мы свидетельствуем, что его хорошо помнят в рудных местах среднеазиатских гор. В урочище Бурчмулла (Коксуйский хребет Северного Тянь-Шаня), где находится месторождение полиметаллических руд, разрабатываемое еще древними китайцами, есть огромные деревья грецкого ореха. По рассказам местных таджиков их посадили гАС+КЕРы гИС+КАН+ДЕРа. Вблизи озера Искандер-куль (Центральный Таджикистан – район многочисленных полиметаллических рудопроявлений) местные таджики-фанцы расскажут о том, что в этом озере Искандер утопил свои сокровища. Хорошая у таджиков «этнографическая» память. Помнят то, что в их краях ордынцы несколько сот лет назад руду искали и рудники организовали. Слово Искандер таджики произносят через А – ИскандАр. ДАР – это ЦАРь. Тогда гИС+КАН+ДЕР – это царь казаков рудокопателей. По этому поводу имеется и другая версия. «Вторая часть этнонима - дор, праформа - dar является окончанием множественного числа, в этом регионе в средневековье наиболее свойственный енисейским кыргызам.» [Нанзатов]. Тогда гИС+КАН+ДЕР/ДАР – казаки-рудокопатели, позднее персонифицированные с мифической личностью - Искандером. Отметим, что ДАР по звучанию близко к ЛАР. В рудной зоне Центрального Казахстана находится город Джезказган. ДЖЕЗ – это ГЕЗ/ГАЗ. Тогда, Джезказган – это ГЕЗ/ГАЗ+КАЗ+ГАН/КАН – тройное повторение слова копать. Скорее всего, это слово означало КАЗаков рудокопателей.

«Что касается вопроса об этнической принадлежности рудокопов, которые вели разработку месторождений полезных ископаемых в Средней Азии и Казахстане, то анализ топонимии этого региона опровергает широко распространенное среди представителей горно-геологической науки 30-50 годов заблуждение о том, что разрабатывали месторождения на территории центрально-азиатского региона китайцы (24). В пределах рассматриваемого региона не зарегистрировано ни одного китайского топонима, за исключением топонима Тянь-Шань (25), а обратившись к средневековым восточным источникам, мы не найдем и упоминаний об оседлых китайских поселениях в этом районе. Поэтому, было бы логично предположить, что не было и стационарных металлургических мастерских, где могли бы выплавляться добытые из недр руды металлов. Разработка именно китайцами полезных ископаемых, так или иначе, должна была отразиться в местной топонимии в виде китайских наименований. Но их нет. Действительно, при топографическом стартиграфировании в составе географических наименований Средней Азии и Казахстана выявлены пласты топонимов исключительно из иранских, тюркских, монгольского, арабского и русского языков (26).

В связи с этим, исходя из вышеизложенного, можно с большой долей уверенности утверждать, что рудокопы древности и средневековья на территории Средней Азии и Казахстана были выходцами из местного населения, а уровень развития горного промысла позволял производить добычу полезных ископаемых в немалых количествах, что, по всей видимости, не могло не отразиться и на уровне остальных сторон жизни местного населения.» [Айтматова, 2006]. На примере информации, приведенной в этой цитате, можно еще раз показать неправомочность применения этнонимов 19-20 века к интерпретации письменной информации о прошлом Человечества. В соответствии с НХ ФиН, Кития – это Скифия, то есть Русь-орда, а китаи/кытаи – одно из названий ее жителей. Кытаи, то есть подданные Руси-орды, проживали в рассматриваемом регионе и естественно, сами разрабатывали находящиеся в нем месторождения полезных ископаемых. Кроме того, в НХ ФиН постоянно подчеркивается, что названия регионов перманентно мигрировали в пространстве. Что называли Китаем в средние века? И один из московских районов – Китай-город, и Семиречье – Хатай [Гумилев, 2004]. Может быть, и другие регионы называли этим словом. Отметим и то, что автор публикации [Айтматова, 2006] поставил жирный лингвистический крест на фантазиях автора «Истории тюрок» [Гумилев, 2004]. Территории Казахстана и Средней Азии никогда не входили в мифическую «древне»китайскую империю. В связи с этим, подчеркнем, что мы используем публикацию [Гумилев, 2004] только как справочник по народам и социальным общностям степной и лесостепной зон Евразии, в основном, без учета выполненной ее автором хронологической, географической и идеологической привязки конкретной информации.