Анатолий Тюрин - 3.4. Цари и чоросы...

3.4. Цари и чоросы, сары и дары

В публикации [Екеев, 2003] рассмотрен вопрос об Ойратских князьях Чоросах. «Среди научных (лингвистических) гипотез о происхождении этнонима чорос (цорос) наибольший интерес вызывает мнение Г.И. Рамстедта, считавшего, что он происходит от киргизского этнонима чоро. Мы уже отмечали, что этнонимы чоро и чорос могли образоваться от древнетюркского политического термина чор/чур (титула, звания главы племени) путем добавления аффикса множественного числа ос/ас. Так, в исторических источниках упоминаются, например, что во главе пяти племен восточной, правой части (дулу) Западно-тюркского каганата стояли пять великих чоров. А в чуть позднее возникшем Восточно-тюркском каганате предводителями племен западной, левой части (тардуш) были шесть чуров. В дальнейшем эта система была перенята правителями Уйгурского каганата. Важно то, что чоры (чуры) стояли во главе племен, занимавших территории южного Алтая и северной Джунгарии. В рунических эпитафиях VIII-IX вв. имеются имена некоторых тюркутских и уйгурских аристократов - чуров (чоров): Ынанчи-чур, Кюль-чур, Моюн-чур (Баян-чор), Кутлуг-чор-тегин.» С мнением автора публикации следует согласиться, отметив, что термин ЧОР/ЧУР в Руси-орде имел более узкое значение – ЦАРь. В период распада Орды (17 век) царями могли назвать себя и вожди пост-Ордынских воинских соединений, имевшие хоть какие-то призрачные права на московский престол. Таких людей, скорее всего, было очень много. Тем более, что из цитаты: «О дёрбетских и джунгарских нойонах достоверно известно, во-первых, то, что они принадлежали роду (омок, оток) чорос.», следует, что ЧОРОС – это все-таки род, а не титул главы племени. Таким образом, ойратские князья – это руководители одного из пост-Ордынских воинских соединений, находившегося некоторое время в западной Монголии. «Нельзя обойти вниманием то, что в алтайских исторических преданиях говорится о наличии родственных связей отока (сёока) тодош с чоросами.». Конечно, потомки руководителей войсковых подразделений Орды, расквартированных на Алтае, могли иметь родственные связи и с ЧОРОСами 17 века и с царями Руси-орды 14-16 веков.

В публикации [Гаджиев, 2001] приведены следующие лингвистические данные. «Проведенные исследования дали веские аргументы для отождествления данного форта с кала Сул «Тарих ал-Баб» и Баб Сул Хордадбеха, а также идентификации раннесредневекового Чора (арм. Чор // Чол, груз. Чора, сир. Торайе, греч. Тзур, Зуар, араб. Сул), выступавшего важным военно-политическим и религиозно-идеологическим центром Восточного Кавказа, с Дербентом.» Можно принять, что все слова, кроме СУЛ являются транскрипциями слова ЦАРь. Ну а КАЛА СУЛ – это самый обычный ЛЕВЫй форт. Кстати, армяне называли Дербент ЧЁРом [Гумилев, 2004], то есть, ЦАРским городом. Распространенным словом является САРДАР «САРДАР (сердар - сирдар) (перс.), 1) в Османской империи титул командующего полевой армией. 2) В Египте в период английского господства британский офицер, командовавший войсками хедива. 3) В Иране, Афганистане сановник, глава племени. 4) В Индии титул, распространенный среди сикхов, принадлежащих к касте джатов.» [http://vslovar.org.ru/49407.html]. САР – это ЦАРь, ДАР – это тоже ЦАРь. Не отсюда ли в ТИ вошло выражение ЦАРь ЦАРей (САР ДАРей), и ЦАРь ДАРий? Ну а то, что персидский царь КИР – это просто ЦАРь, ясно без дополнительных объяснений. Без дополнительных объяснений можно принять, что сарацины - это САРацины, то есть, просто ЦАРские. Сарматы – это тоже ЦАР+МАТы.