Анатолий Тюрин - 3.22. Мангулы и манжуры

Содержание материала

3.22. Мангулы и манжуры, маньчжуры и чжурчжени

В НХ ФиН имеется красивая гипотеза-реконструкция создания в 17 веке в Китае «самоорганизовавшимися» руководителями и воинами пост-Ордынских формирований государства ордынского типа (В ТИ – Китай, управляемый маньчжурской династией) [ХРОН5, часть 2, глава 6]. Здесь мы приведем только главную ее лингвистическую основу. Слово манЖуРы это одна из транскрипций слова манГуЛы, а мангулы это синоним и жителей Руси-орды и ее войска. Другая транскрипция слова МАНЖУРы – МАНЬЧЖУРы не должна интересовать историков, поскольку появилась в 20 веке. Но у отожествления манжуров с мангулами имеются не проясненные моменты. В Китае проживает народ, который называют маньчжурами. Он имеет свой язык и свою письменность. Сегодня численность маньчжур составляет примерно 10 миллионов. То есть, гипотеза манЖуРы = манГуЛы должна быть согласована с информацией, характеризующих сегодняшних маньчжур. Справочная информация о маньчжурах выглядит следующим образом «МАНЬЧЖУРЫ, маньчжу, нялма (самоназв.), маньцзу, маньчжу, жэнь, ци жэнь (кит.), народ, коренное население Сев.-Вост. Китая (в осн. в пров. Ляонин, а также Гирин и Хэйлунцзян и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, пров. Хэбэй, Ганьсу, Шаньдун, городах Пекине, Чэнду, Сиань, Гуанчжоу и др.). Числ. 10 млн. чел. Говорят преим. на кит. яз. Маньчжурский язык (тунгусо-маньчж. группы алтайской семьи) сохранился в селах пров. Хэйлунцзян. Письменность создана в 1599 на основе монг. алфавита. Верующие М. – буддисты и приверженцы даосизма, сохранились пережитки традиц. верований. М. – потомки упоминаемых в древних кит. летописях тунгусо-маньчжурских племен: сушэнь, илоу, воцзюй, уцзи, мохэ, чжурчжэнь и др. В этногенезе М. участвовали также тюркские, монг., корейские и др. племена. Племена чжурчжэней объединились в кон. 16 в. В нач. 17 в. появилось их общее наименование маньчжу, сформировался лит. язык. М. основали империю Циен, завоевав в сер. 18 в. – Джунгарию, Тибет и др. Обязательная служба в т.н. знаменных войсках, размещенных в крупных городах империи, вела к усвоению М. кит. языка и культуры. После свержения цинской династии в 1911 М. стали насильственно ассимилироваться китайцами, массовое поселение к-рых в Маньчжурии началось в кон. 19 в.» [http://www.chinadata.ru/manchu_eth.htm] В популярном издании говорится следующее «В 1582 году хану Нурхаци удалось объединить маньчжурские (чжурчжэньские) кочевые и полукочевые племена в единое государство. Маньчжурское войско стало грозным противником Китайской империи.» [http://bibliotekar.ru/encW/100/57.htm].

Из опубликованных данных можно выделить ключевую информацию: племена чжурчжэней объединились, завоевали Китай и стали называться маньчжу. Мы не знаем лингвистических правил, на основе которых объясняются звуковые переходы слова ЧЖУРЧЖЭН в МАНЬЧЖУ. Зато ясно, что ЧЖУрЧЖЭНи это ЖУЖАНи «Древних тюрок» [Гумилев 2004], якобы создавшие в 5 веке н.э. обширное государство от Семиречья до Амура. Отмечается, что их ударная армия состояла из воинов, потерявших связь со своими племенами. Ясно и то, что ЧЖУР - это ЧУР, то есть ЦАРь. А слово ЧЖЕН в маньчжурском языке (ЗУЧЭ или ЗУЧЭН) означает «караул, пикет (на яру и по берегам реки)» [Бурыкин, 2001, «чжурчжэни»]. То есть, ЧЖУРЧЖЭНи/ЖУЖАНи – это царские пограничные войска. (ДЖУЧИ – не титул ли командующего пограничными войсками или пограничным округом, а джучины – не пограничники ли?) Вопросы, когда и на каком основании ЧЖУРЧЖЭНи стали МАНЬЧЖУРАМи, решаются предельно просто. «Название народа «чжурчжэни» представляет собой один из важнейших этнонимов в средневековой истории Дальнего Востока. Однако значение данного этнонима не исчерпывается наименованием одного из этносов Китая, который с 1636 года в соответствии с указом императора Хунтайцзи стал именоваться маньчжурами.» [Бурыкин, 2001, , Монгольские]. Когда? В 1636 году. На каком основании? На основании указа манЖуРского/манГуЛского императора Китая.

Наша гипотеза появления этнонима и народа МАНЬЧЖУРЫ, а также топонима МАНЧЖУРИЯ сводится к следующему. В Руси-орде был пограничный округ, простирающийся узкой полосой от Синьцзяна до Японского моря. Пограничные подразделения и их воины назывались ЧЖУРЧЖЭНи/ЖУЖАНи или ЧУР/ЧЕР + ЧЖЭН/ЖАН/ЗУЧЭ/ЗУЧЭН, то есть, царские пограничники. Их активные военные действия отражены в китайских летописях, а через них и в «Древних тюрках» [Гумилев 2004]. Конечно, ЧЖУРЧЖЭНи/ЖУЖАНи приняли самое активное участие в завоевании Китая манЖуРами/манГуЛами. За это новые правители Китая, (или на то время только его северных территорий) уравняли ЧЖУРЧЖЭНей/ЖУЖАНей в правах с манЖуРами/манГуЛами, пришедшими из Европы и из Саяно-Алтайского региона. В этом смысл указа императора Хунтайцзи 1636 года. При этом, под действие указа попали и небольшие социальные группы и племена, издавна проживающие на территории восточной Монголии (внешней и внутренней) и Манчжурии. Возможно, они в той или иной мере привлекались, и к охране границы, и к завоеванию Китая. Они тоже стали называться маньчжурами, а регион их компактного проживания – Манчжурией. Со временем сформировалось два разных народа, объединенных одном этнонимом МАНЬЧЖУРЫ. Один народ проживает на Северо-востоке Китая, имеет свой язык – маньчжурский, и свою письменность. Этот народ не имеет прямого отношения к манЖуРам/манГуЛам, завоевавшим Китай. Другой народ, проживает отдельными анклавами по всему Китаю. Это потомки манЖуРов/манГуЛов, которые практически полностью окитаились. Они не имеют никакого отношения к маньчжурскому языку и письменности. А маньчжурский язык имеет «касательное отношение» к манЖуРам/манГуЛам. В него входят заимствования военных терминов Орды (некоторые вопросы соотношения монгольского, маньчжурского, чжурчжэнского и тюркских языков рассмотрены в публикации [Бурыкин, 2001, Монгольские]). О вхождение территории Манчжурии в поле деятельности Орды свидетельствует топоним СУНГАРИ: СУН+ГАР/ГУР, СУН = ЗУЧЭН – ГУР на пограничной реке. Об этом же свидетельствует название воинских подразделений Манчжурии, занимающихся типичных казацким промыслом в период безвластия (то есть, грабежом и поборами) – ХУНХУЗы: ХУН = ЗУЧЭН, ХУЗ = ГУЗ – казаки-пограничники. Этим мы ответили на вопрос автора публикации [Бурыкин, 2001, «чжурчжэни»], выбранный нами в качестве эпиграфа статьи. Чжурчжени не являются предками той социальной общность, которая говорила и писала на маньчжурском языке. Чжурчжени были интегрированы в китайскую нацию, как и подавляющая часть потомков манЖуРов/манГуЛов. При этом, небольшая часть китайцев, предками которых были манЖуРы/манГуЛы/чжуржени, называет себя маньчжурами. Скорее всего, маньчжурский письменный язык, возникший в 1566 году, является одним из искусственных языков. Он являлся одним из государственных языков маньчжурского Китая.