Анатолий Тюрин - 3.16. Огузы

3.16. Огузы

Ясно, что ОГУЗ – это О+ГУЗ. Но что обозначалось этим словом в Орде? Автор публикации [Гумилев, 2004] считает, что словом ОГУЗ обозначался союз племен. Один из таких союзов – ТОКУЗ-огуз, он отожествляет с уйгурами. При этом упоминает и еще одни союз - УЧ-ОГУЗ. Числительные перед словом ОГУЗ – ТОКУЗ – 6 и УЧ – 3, по его мнению, указывали на количество племен, входящих в объединение. Другая версия перевода словосочетаний ТОКУЗ-огуз и УЧ-огуз не рассматривается. А она очевидна. ТОКУЗ-огуз – это девятый огуз, а УЧ-огуз – третий огуз. Наша версия перевода подтверждается следующей цитатой. «... уйгуры (он уйгур), тогуз-огузы, секиз-огузы (най-маны), jети-огузы (долоны) и другие родственные племена длительное время находились в составе конфедерации 15 племен теле (гао-гюй) и расселялись на территории от Иртыша до Селенги, т.е. на Алтае-Саянской и Хангайской горной стране.» [Екеев, 2003]. В воинское соединение Теле входили ТОКУЗ-огуз – девятый огуз, СЕКИЗ-огуз – восьмой огуз, JЕТИ-огуз – седьмой огуз. В публикации [Гумилев, 2004] относительно киданий говорится, что «их держава была союзом из восьми равноправных племен». Тогда в соответствии с нашей версии интерпретации смысла числительных, стоящих перед словами ОГУЗ и УЙГУР, подразделение КИДАН имело восьмой номер. Но в вышеприведенной цитате восьмой огуз – это найманы. На этом мы остановимся, поскольку у нас нет какой-либо версии интерпретации слова НАЙМАН (не НАЕМНИКи ли?). Отметим, что самоназвание НАЙМАН существует у родов народов Средней Азии, в том числе и у узбеков. Уйгуры входили в соединение Теле как самостоятельное подразделение. Причем у него был свой номер – десятый (в цитате указано «... уйгуры (он уйгур) ...», ОН/УН - 10). Но здесь есть одна лингвистическая тонкость. ОН вполне могло звучать как УНГ, то есть «правая сторона». Тогда ОН УЙГУР – войска правого крыла. Это соответствует тому, что соединение Теле являлось правым крылом. По той роли, которую огузы играли в войнах, можно предположить, что это название самого мелкого подразделения Орды, способного решать стратегические задачи. Уйгуры и огузы входили в войсковое соединение под названием Теле. В цитате прямо говорится, что соединение Теле было расквартировано и в Туве (верхнее течение Иртыша) и на Алтае, то есть в областях распространения скифской археологической культуры.

В Семиречье находился город Ики-Огуз [История Казахстана] – второй огуз. Около озера Иссык-Куль имеется поселок Джети-огуз - седьмой огуз. Джеты-огуз присутствует и в топонимах Хребта Терскей Алатау. Интересно, что на сайте [http://www.poga.westra.ru/articles/kyrgyz_toponymy_ru.html#terskeyalatoo] он переведен как «семь волов». То есть, слово ОГУЗ в современном киргизском языке означает вола. В китайских источниках указывается, что степные народы, кочевавшие на территории Синьцзяна и Внутренней Монголии, жили в кибитках на больших колесах. В них были запряжены быки. Возможно, «тягловых» быков/волов огузов кочевые племена Семиречья назвали по имени их владельцев. Тогда английское слово ОХ [окс] – бык, тоже могло произойти от пришедших в Англию ОГУЗов. Если это так, то понятно, почему для быков нужно иметь отдельный брод – OXFORD. Это переправа через реку для обозов ОГУЗов. Понятно и то, как попал степной деликатес – суп из хвостов крупного рогатого скота (OXtail), в английскую кухню. От ОГУЗ произошло и русское слово ОБОЗ. На основе присутствия топонима Джеты-огуз в районе озера Исск-Куль можно предположить, что седьмой Огуз находился на территории Семиречья. Вместе с тем он входил в соединение Теле. Это противоречит общепринятой версии локализации соединения Тардуш – Семиречье и расположенные к западу от него области, но подтверждает нашу. Тардуш находился севернее Теле, а в территорию Теле входило и Семиречье. «Древнее название Сырдарьи, переданное греками в форме Яксарт, сохранялось до VI VII вв. Затем она стала именоваться Сейхун, Кангар, Гюль-Зариун, Йинчу-Огуз и лишь в XVI в. вновь приобретает популярность её первоначальное название Сыр.» [http://huba.ru/rdsref/type4/elem3735.html]. ЙИНЧУ перед словом ОГУЗ – похоже на искаженное УН УЧ - тринадцать. В справочнике «Указатель этнонимов» указано: «ГУЗЫ, ОГУЗЫ - кочевые племена тюркского происхождения, к середине 11 в. вытеснившие печенегов и обосновавшиеся в южнорусских степях. Несли пограничную охрану на степной окраине Киевской Руси, где имели ряд своих укрепленных городков.» [http://www.hronos.km.ru/etnosy/torki.html] ГУЗы – это КАЗы воины ОГУЗов, расквартированных в южнорусских степях. Донские казаки – их прямые потомки.

Кто такие СЕЛЬДЖУКИ-ОГУЗы, завоевавшие территорию современной Турции? «Из двадцати четырех ветвей сыновей Огуза одна половина относится к правому крылу войска, а одна половина - к левому ...» [Родословные]. Туркмены считают себя потомками Огуз-хана. Также считается, что часть огузов из Туркменистана проникла через Иран в Турцию. Их называют Сельджуками-огузами. СелЬДЖУк это селЯк, или СУЛАК, что означает ЛЕВША. Тогда СЕЛЬДЖУКИ/СЕЛЯК-огузы – огузы левого крыла войска Огуз-хана. С сельджуками связана турецкая династия Османов. Это гОС/гАС+МАН, где МАН - увеличительный аффикс. То есть гОсманы – большие гуси. Выше мы отметили возможность расшифровки ОН УЙГУР как войска правого крыла. Войска правого крыла должны быть на территории Украины. КУРЕНЬ – войсковое подразделение у казаков Запорожской Сечи. Может быть КУРЕНи (КУР+унг) это подразделения КУРа правого крыла. Отметим, что у народов Алтая одно из их структурных подразделений, включающее 20 кибиток, называлось КУРЕЕН [Этнический состав]. Считается, что это слово производное от слова ХОРИН – двадцать. Какой либо уточняющей информации по последнему слову, не приведено. Казацкими куренями руководил кошевой атаман. Но здесь КОШ не дом, а соединение: «... в казахском: кос – соединение. (Некогда и в огузском, откуда кош – казачье войсковое соединение.)» [Сулейменов]. Войска Орды правого крыла должны были быть и на территории Швеции. Возможно, это отражено в титуле ее правителя – КОНУНГ, или КОН/КАН/ХАН+УНГ, то есть правый хан.

В завершение обсуждения термина ОГУЗ приведем несколько цитат из публикации [Великие Огузы] и наши комментарии к ним.

«Название «Огуз» впервые употребляется в первой надписи, найденной на берегу реки Барлык (Улу-кем = впадает в Енисей) Там сказано «Шесть огузских племен». Здесь речь идет о шести племенах, объединенных в одно племя. Судя по тому, что эти надписи посвящены беям, то стоит думать, что огузы еще в древние времена существовали в этой долине, образовав союз.» Мы уже отметили, что «Шесть огузских племен» и «шестой ОГУЗ» пишутся одинаково.

«Название «Огуз» происходит от слова «ок» (стрела). «Ок» в тюркском языке означает и «племя»». Это версия перевода слова ОГУЗ заслуживает внимание. Возможно ОГУЗ это редуцированное ОК+ГУЗ.

«В документах периода правления Тангов (ежегодники Танг-су и Киу Танг-шу и четыре различных перевода). Девять племен (в надписях «девять Огузов», иногда «девять племен тюрок (гёк-тюрок)» упоминаются как «тюрки девяти племен (гёк-тюрки)», а иногда или «девять племен Толесов». Значит, девять - огузов толесов то же, что и девять огузов гёк-тюрок. То есть племена огузов - это племена, породившие гёк-тюрок.» В контексте наших лингвистических гипотез «девять - огузов толесов» означает «девятый огуз толесов, воинов соединения Теле».

«Однако огузы через некоторое время восстали и против уйгурского ханства. На этот раз они были в составе восьми - огузов. Моен-чур подавил огузов, объединившихся с «тридцатью татарами», в Бургу и на берегах Селенги.» Здесь упоминается восьмой огуз соединения Теле и тридцатый ТАТАР соединения Тардуш.

«В первой половине 10 века огузы проживали в степях Сырдарьи, в находящихся в ее окрестностях городах Караджук (Фараб) и Сайрам. Согласно исламским географам (Аль-Балхи, Истахри, Ибн-Хавкал и Худулюль-Алему), огузская территория распространялась до Каспийского моря на западе (поэтому полуостров на востоке этого моря получил тюркское название Манкишлак) до города Гюргенч на юге, до находящихся на его северо-западе селений Джит и Баратекин (на юге Аральского озера), до севера Бухары в Мавераннахре, до города Сабран, что у подножья гор Караджук, и половину степи, простилавшейся от Каспийского моря до гор Караджук, называли «огузской степью» (Мафазуль-Гузия).» Приведенные сведения о проживании огузов соответствуют одной из географических зон распространения скифской археологической культуры - региону, прилегающему к Аральскому морю. Устюрт –это гУС+ТЮРТ, то есть ЮРТ ГУСов. ЮРТ – это, скорее всего, закрепленные за конкретным подразделением орды сельхозугодья, в том числе и пастбища. А восточнее Аральского моря есть река Иргиз – это ир+ГИЗ.

«Огуры – братья огузов. ... Союзы огурских общин состоят из 5-огуз, 6-огуз, 9-огуз, 10-огуз и 30-огуз.» Выше мы установили, что ГУР – объединение племен (в соответствии с традиционной трактовкой) или объединение подразделений Орды. В цитате описывается оГУР, включающий пятый, шестой, девятый, десятый и тридцатый огузы. В публикации [Зарубин, 1991] отмечено, что ««огуз» по крымско-татарски означает тридцать». Возможно, крымские татары являются потомками (в том числе) воинов тридцатого огуза.