Анатолий Тюрин - 3.12. Кыргызы и татары

3.12. Кыргызы и татары

«При сравнительном анализе этнонима хааш (хаас) выясняется, что так назывались этнические образования оленеводов Восточных Саян: хааш - один из основных сеоков тофаларов; хааш - тувинское название бурятских сойотов; хааш - дархатское обозначение тувинцев-тоджинцев; хара хааш - тувинское именование тофаларов; хара хаас - хакасское название тофаларов (карагасы) и т.д. Наряду с формой хааш среди их родовых подразделений встречается название хаасут. По всей видимости, термин хааш (хаас) восходит к самодийскому хас - мужчина.» [Бутанаев, 1992]. Автор публикации [Кызласов, 1992, О самоназвании] приводит более широкое толкование слова КАС и его производных «... в важнейшей части самодийской лексики - среди слов, выражающих понятия «люди», «человек», «мужчина»: кас/xac, каса/хаса». Слово КАС просто обязано присутствовать в современных языках народов Саяно-Алтайского региона, в котором были расквартированы подразделения Орды. Самодийское ХАС – это и есть КАЗ. Кыргызы (ЧЕРКАСы) Минусинской котловины называли своих сослуживцев из соседних регионов КАРАГАСы – черные гуси (напомним, КАЗАК – белый гусь). Автор публикации [Кызласов, 1992, Ответ оппонентам] имеет свое мнение относительно появления у народов Южной и Западной Сибири самоназваний ТАТАР/ТАДАР. «Поэтому слово татар/тадар встречается как самоназвание не только хакасов, но и всего тюркоязычного населения Южной и Западной Сибири. Этноним стал известен русским в эпоху Золотой Орды и, закрепившись за тюркоязычным населением Поволжья, был затем, по принципу языкового сходства населения, распространён при движении на Восток (и Юг — см. официальные названия тюрков Северного Кавказа и Закавказья; затем был перенесён в языкознание, именовавшее все тюркские языки татарскими).» Мы тоже можем иметь свое мнение: самоназвание ТАТАР/ТАДАР у народов региона есть отголосок принадлежности предков части из них к военному сословию – татарам Руси-орды.