Анатолий Тюрин - 3.10. Ясак и кыштым

Содержание материала

3.10. Ясак и кыштым

Про ХАЛХАСов северной Монголии [Монголия] мы уже упоминали. В слове ХАЛХАС имеется ХАС/КАЗ. Некоторые особенности административного устройства Северной Монголии и Тувы можно отследить по следующим цитатам. «Одним из наиболее активных «собирателей» тувинцев был хотогойтский джасак (правитель) Бубэй, род которого кочевал к югу от хребта Танну-Ола. В 1708 г. Бубэй заявил казакам Абаканского острога, что енисейские кыргызы и тувинцы издавна были, до захвата ойратами, хотогойтскими кыштымами. В 1707–1708 гг. Бубэй собрал с тувинцев дань в размере пяти соболей с человека, в то время как русские казаки собирали издавна с них ясак по соболю с человека. Хотогойтский джасак пожаловался маньчжурским властям, что русские, якобы, собирают ясак с его кыштымов и на его земле построили острог, после чего в Посольский приказ от цинского правительства поступил протест, суть которого сводилась к следующему: «Ваши русские: с мотор ясак берут и город строят, затевают они несносны дела». В 1709 г. территория Верхнего Енисея до выхода из Саянских гор и Кемчика была «высочайше пожалована» императором Сюань Е во владение Бубэю хотогойтскому, в полном соответствии с китайской традицией, позволяющей «жаловать» то, что Китаю не принадлежит.» [Боронин]. «Командование каждым аймаком возлагалось на одного из более способных родовых монгольских князей, считавшегося помощником великого цзянь-цзюня. Непосредственное заведование войсками каждого хошуна вверялось его родовому князю, который получил теперь титул «цзасака», или правителя; а так как князь мог быть обременен делами гражданского управления или не иметь военных способностей, то в помощь ему для заведования военным делом учреждалась должность «цзахирахчи». Она могла замещаться, по выбору князя, или кем-либо из его родственников-княжичей, или даже простолюдином. Низшие военные должности отправлялись «цзангинами».» [Монголия]. ДЖАСАК – это самый обычный ЯСАК/ЕСАК. Тогда Хотогойтский джасак – это округ, с которого собирал ясак Бубэй. И, конечно же, китайский император территорию, обозначенную в цитате, во владение Бубэю не «жаловал». Он назначил его главным сборщиком налога одного из степных ясачных округов. А кыштымы – это те, кто налог платил. КЫШ+ТЫМ это КОШ+ДЫМ (сообщение №33 http://chronologia.org/dcforum/DCForumID2/11415.html#32), где КОШ – жилище, а ДЫМ – русское слово. Монгольское «кош «жилище, дом», кошилик «палатка, запасная юрта» - от тюркского. Ср. кирг. кош «запасная юрта; кочевой лагерь», туркм. гош «полевой стан», чагат. кош «кочевой лагерь», др.-тюрк. кош «запасной». Из современных монгольских языков это слово представлено в калмыцком, где оно существует в форме хош, имеет значение «временная стоянка; полевой табор», а также «вторая юрта (при главной)».» [Рассадин, 1995]. В нашей интерпретации КЫШТЫМ – это «налог на дым», одна из самых распространенных форм налога в средневековье. А ХОШУН – это объединение КОШей, прежде всего для структуризации КЫШТЫМов с целью упрощения сбора с них налога. Возможно, первоначально в ХОШ+УН входило 10 кошей. Ну а титул правителя хошуна – ЦЗАСАК, это тоже ЯСАК. Эта версия интерпретации слова КЫШТЫМ подкрепляется тем, что налог с «дыма» существовал и в русских алтайских владениях. «Из других групп населения Горного Алтая, находившихся в джунгарском подданстве, «вольный» ясак русским властям по одному соболю с «дыма», т.е. с семьи платили алтайцы, проживавшие по реке Майме.» [Образование Джунгарского ханства]. Как можно понять из источников, ясак – это подушный налог, КЫШТЫМ – налог с семьи. Но в публикации, на которую даны ссылка выше, упоминается еще один вид налога – АЛБАН. Не от него ли произошло название албанов в Закавказье и албанцев на Балканах?

Кроме выплаты ясака на КЫШТЫМов возлагались и другие обязанности, в том числе формирование воинских подразделений. Но правители Китая признали население Монголии в военном отношении абсолютно невменяемым [Монголия]. О какой-либо его мобилизации на войну не могло идти и речи. Поэтому отрядам, сформированным из КЫШТЫМов, была поручена только караульная служба на границах Монголии. Подчеркивается, что у жителей Монголии сохранилось «дедовское» оружие, а на ее территории – четкая военная структура, включающая аймаки и входящие в них хошуны. Было определено и число эскадронов, которые обязан был выставить каждый хошун. Но к 19 веку оружие пришло в негодность, а военная организация деградировала. Наша версия отмеченного факта заключается в следующем. Мунгалы, правители Китая, «изъяли» для пополнения своей армии с территории Монголии тех, кого называли халХАСами, то есть профессиональных военных. Конечно это «изяли» было на добровольной основе. Эти ХАСы как раз и поддерживали среди своих кыштымов военную структуру, являясь ее стержнем. С уходом ХАСов от нее осталась пустая скорлупа. Эту версию можно проиллюстрировать следующей цитатой «Изменение положения двоеданцев Красноярского уезда в начале XVIII в. было обусловлено трансформацией военно-политической обстановки в Халхе и уходом из бассейна Верхнего Енисея енисейских кыргызов с частью своих кыштымов. Переселение ойратами воинственных кыргызов в 1703–1706 гг. ускорило процесс русского продвижения в верховья Енисея.» [Боронин]. Скорее всего, кыргызов с их подданными «переманили» мунгалы в свою китайскую армию. После ухода кыргызов из Тувы сопротивляться русскому «освоению» верховьев Енисея стало некому. И последнее. Двоеданцы знали, кому они платили и платят ясак. «Характеризуя тяжелое положение двоеданцев, в 1726 г. сойотский шуленга Баир Куденов рассказывал русским представителям, что он вот уже около тридцати лет, несмотря на то, что «деды и отцы их исстари подданные Российской империи», со своим родом платит дань монгольским князьям, которые, угрожая расправой, требуют, чтобы платили дань «в мунгальскую землю по пяти соболей с человека по вся годы из-под неволи для того, что де они люди малые и за недачею того ясаку, те мунгалы их не разорили». То есть, они платили ясак Руси-орде и ее правопреемнику Московскому царству. После создания мунгалами в Китае государства ордынского типа начался процесс раздела ясачного населения Южной Сибири между ним и Московским царством. Этот процесс продолжился и в 18 веке. Двоеданцы четко написали, что от них требуют платить налог в мунгальскую землю, то есть тем, от имени кого собирал ясак Бубэю. А за «недачу» ясака двоеданцев разорят опять же мунгалы. В контексте рассматриваемого вопроса важно то, что в начале 18 века появились первые признаки превращения слова мунгал в этноним тех народов, которые сегодня живут на территории современной Монголии.

В публикации [Батьянова] приведены результаты историко-этнографических исследований одного из народов, или точнее одной из социальных общностей Алтая - ашкыштымов («кистимские татары», «ашкыштымцы», «азкишитимцы»). Они почти неотличимы от телеутов, с которыми проживают на одной территории, и все же имеют специфические отличия. Главный вывод автора публикации: «ашкыштымы, являвшиеся одним из основных компонентов в процессе этнообразования бачатских телеутов, уже после его завершения сохраняли некоторую социально-структурную и культурную обособленность, следы которой прослеживаются вплоть до настоящего времени.» Однако, никаких конкретных предположений о взаимоотношениях ашкыштымов и телеутов до начала их участия в этнообразовании не сделано. Мы исправим этот недостаток. Прямая аналогия - ашкыштымы - это зависимая от телеутов социальная группа, исключается. Самый распространенный сеоков ашкыштымов – ютты, занимал почетное место среди всех телеутских сеоков. Можно предположить, что ашкыштымы – это не плательщики налога телеутам, но телеуты – сборщики налога. Возможно, первоначально ашкыштымы были КАЗ-кыштымы.

Выше, между делом, найден ответ на одну из «не решаемых» этно-линвистических загадок: почему казахов называли КИРГИЗами? Самоназвание казахов КАЗАК с твердым гортанным К в конце слова. Получилось так, что КАЗАКи и КИРГИЗы - два названия одного народа, причем, первое – самоназвание, второе русское название КАЗАКов. Эта несуразица объясняется предельно просто. КАЗАКами и ЧЕРКАСами (КИРГИЗами) называли воинов подразделений Орды и пос-Ордынских образований, которые были расквартированы в степи от низовий реки Урал до северного Казахстана и юга Западной Сибири. Сама же степь назвалась КИРГИЗской. А еще в этой степи жали КИРГИЗ-КАЙСАКи. Ясно, что это были ЧЕРКАСЫ, но почему они КАЙСАКи? На этот вопрос имеется два ответа. В публикации [Быков, 2003] дана ссылка на одну работу этнографо-геогафического плана, опубликованную в 1832 году, которая называется «Описание киргиз-кайсацких или киргиз-казачьих орд и степей». Автор этой работы поставил знак равенства между словами КАЙСАК и КАЗАК. Получается, что КИРГИЗ-КАЙСАКи – это ЧЕРКАС-КАЗАКи. Мы дадим свою трактовку слова КАЙСАК: КАЙСАК = ДЖАСАК = ЯСАК/ЕСАК. То есть КИРГИЗ-КАЙСАКи – это сборщики налога с кочевых племен: кому еще цари Руси-орды могли доверить собирать ясак с кочевых племен, как не одному из подразделений своей гвардии? В справочнике сообщается, что «Киргиз-кайсаки приняли деятельное участие в крестьянской войне Пугачёва Е.И.» [Киргиз-кайсаки]. Потомки гвардии правителей Руси-орды как раз и должны принимать самое деятельное участие в династических войнах. Считается, что имя Тимура – ТЕМИР АКСАК, однозначно переводится как Железный Хромец. Но возможно это «железный ясак» - титул, который имел сборщик налога на производство железа.

Слово БАСКАК созвучно со словами ЯСАК/ЕСАК/ДЖАСАК/ЦЗАСАК/КАЙСАК, а по смыслу это тоже титул главы налогового округа или административной единицы. В соответствии с ТИ такие округа существовали непродолжительное время на Руси. Может быть, БАСКАК это еще одна транскрипция слова ЯСАК. Но имеются и другие варианты его идентификации. В соответствии с известным переходом звука М в Б, БАСКАК = МАСК+АК, то есть белый храм. Отметим, что МАСК/МОСК мы перевели не как мечеть, а общим термином «храм». Тогда МАСКАК – название церковного (?) налога. Его собирал БЕЛЫЙ царь, который находился в БЕЛОкаменном МОСКе, или МОСКВЕ. МОСКВА же – это МОСК+ВА, где ВА суффикс, превращающий глагол в существительное: «... молить-молитва, бить-битва, пасти-паства, брить-бритва.» [Сулейменов]. Тогда МОСК+ВА – это место, где можно осуществлять МАСК или МАСКаться. Скорее всего, МАСКаться имеет смысл храмиться или, в широком смысле, молиться. Если все это так, то слово МАСКАК первично по отношению к слову ЯСАК и его транскрипциям. Но может быть и другое толкование слова БАСКАК/МАСКАК. «... во времена опричнины при Иване IV Грозном СТРОИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ ТОЛЬКО НАЧАЛОСЬ. ... в эпоху опричнины разворачивается КРУПНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ» [ХРОН6, глава 10]. БАСКАК/МАСКАК - не налог ли это на строительство Москвы?

Самое удобное место для ставки КИРГИЗ-КАЙСАКов – центральный район казахской степи, прилегающий к Аральскому морю. В последствии общевойсковые термины Руси-орды превратились в этнонимы (КАЗАК, КИРГИЗ) кочевых народов, на основе которых сформировалась казахская нация. В связи с вышесказанным возникает вопрос: с кем воевали казаки Ермака? Мы утверждаем, что они воевали с казаками Кучума. То есть, в отрядах Кучума, как и было положено в те времена, служили казаки и, конечно же, татары. Поэтому поход Ермаки и постигла неудача на самом первом его этапе. Относительно объяснения происхождения названия сегодняшних КИРГИЗов можно предложить эту же схему. КИРГИЗы – это воины Орды, проживавшие в северном Тянь-Шане, а не 40 девушек, как считают узбеки – КЫРК+КЫЗ. Таким образом, область распространения терминов КАЗАК и производного от него ЧЕРКАС/КИРГИЗ соответствует двум географическим областям распространения скифской археологической культуры: Тянь-Шань и Семиречье, а также двум самостоятельным зонам: Центральный и Северный Казахстан; регион, прилегающий к Аральскому морю.