Прикладное искусство

Цирковая студия «Пехлеван»

Хадижат и Масар Цирковая студия «Пехлеван» - основной коллектив ООО «Дагестанский цирк»- действует с мая 2004 года. Руководитель - заслуженный работник культуры Республики Дагестана Асхабали Гаджиевич Гасанов. Со дня создания в коллектив ООО «Дагестанскийцирк» входят: канатоходцы, акробат-йог, акробаты-комики, акробат-танцор, силовой атлет и исполнители на народных инструментах (зурна и барабан).

«Пехлеван» - победитель Первого Республиканского конкурса канатоходцев им. Рабадана Абакарова и Яраги Гаджикурбанова «Пагьламан» и VIIМеждународного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Бегущая по волнам» (обладатель Гран при) в г. Москве.

Прикладное искусство цахур

Традиционное прикладное искусство цахуров представлено резьбой по дереву, ковроткачеством, узорным вязанием и ювелирным делом. Резьбу по дереву используют в интерьере жилища, в ней сочетаются растительные и геометрические орнаменты. Резьбой украшают столбы в парадной комнате, двери зажиточных домов. Оригинальный орнамент на коричневых деревянных предметах сочетается с белыми известковыми стенами, яркими ковровыми изделиями, фаянсовой, глиняной и металлической посудой, создавая тем самым гармоничную цветовую палитру красок.

Мастера ковроткачества используют различные техники и виды орнамента. В безворсовых паласах белые полоски чередуются с черными или серо-желтыми. В ворсовых коврах применяются симметричные композиции, в которых преобладают геометрические фигуры, стилизованные изображения бараньих рогов, птиц.

Высокого развития у цахуров достигло узорное вязание. Из толстой разноцветной шерсти вяжут мужские и женские сапоги с загнутым носком. В мужской обуви доминируют поперечные светлые полосы различной ширины, в женской – более яркие цвета. В вязаных изделиях используются геометрический и растительный орнаменты в сочетании с обобщенными изображениями животных, птиц, человека. Характерен «ахтынский» узор, в центре которого расположено изображение розы.  В настоящее время узорное вязание широко распространено во всех цахурских селах.

Прикладное искусство удин

В удинском декоративно-прикладном искусстве особо выделяются ткачество и ковроткачество. Традиции ткачества уходят в глубокую древность. В процессе археологических раскопок были обнаружены многочисленные инструменты удинских ткачей: костяные, глиняные и каменные пряслица, маленькие ножи, фрагменты ткацких станов. Для производства ткацких изделий использовалась верблюжья шерсть. Из нее ткали платья, которые носили жрецы, а также представители местной знати.

Центром ткачества  являлся г. Бард, ремесленники этого города славились своей продукцией на весь мир. Здесь же было развито шелкоткачество. Из шелка изготавливали разнообразные вещи, выделывали ковры, покрывала и одежду. В качестве сырья использовались также лен и хлопок. Из льна производили  различные виды тканей и веревки.

Ковроткачество остается основным видом декоративно-прикладного искусства современных удин. Сохраняются и традиции узорного вязания, резьбы по камню и дереву.

Прикладное искусство татов

В прикладном искусстве татов широкое распространение получили вышивка тканых и войлочных изделий, резьба по дереву и камню, медно-чеканное и ювелирное дело, выделка кожи и сафьяна.

Мужская и женская одежда и обувь украшались причудливыми вышитыми орнаментами, состоявшими из геометрических фигур – растительных узоров. Вышивали по сукну, сафьяну, парче.

Праздничный традиционный костюм татских женщин дополняли многочисленные ювелирные изделия из золота и серебра: бусы, ожерелья и колье с подвесками из цепочек, серьги, кольца и браслеты,а также пояса с массивными декоративными пряжками.

Украшения изготавливались из золота и серебра в технике литья и гравировки со вставками цветных камней.

Прикладное искусство табасаран

Широкое распространение у табасаран получили резьба по камню и дереву, ковроткачество.

Резьбой по дереву украшали деревянные части мечетей и зданий, домашнюю утварь. Для резьбы характерен плетеный орнамент, в который включены розетки с изображением солнца. Формы резного узора похожи на композиции табасаранских ковров.

Женщины издавна изготовляли ворсовые ковры, гладкие односторонние сумахи, двусторонние паласы и небольшие ковровые изделия (сумы-«хурджины», наседельники). Главными центрами ковроткачества были селения Хив, Кандик, Хучни и Тураг. Ворсовые ковры использовались для украшения мечетей, жилищ состоятельных людей. Табасаранские ковровые изделия отличаются орнаментом, состоящим из растительных мотивов – листьев и цветочных побегов. Ковровщицы используют десятки оригинальных узоров. В стилизованном виде изображаются люди, животные, птицы, орудия труда, небесные тела. Распространенными рисунками на ковре являются кукла, рога, шашка, пистолет.

Яндекс.Метрика