Недвижимые памятники археологии

Городище Торпах-кала

Городище Торпах-кала   расположено в 20 км к югу от Дербента, у северной окраины пос. Белиджи, в междуречье Рубаса и Гюльгеры-чая (р. Гюрген) и представляет собой один из крупнейших археологических объектов Восточного Кавказа. Первое упоминание об этом памятнике встречается у Джона Кука и Иоганна Лерха , которые пересекли Приморский Дагестан в 1747 г. в составе посольства князя Голицына в Персию. Д. Кук именует городище Turpocala (тюрк.-араб. Торпах-кала «Глиняная (земляная) крепость»), а И. Лерх – Toprak Kale и Sche-herge (перс. Шехер-гях «Место города»). Оба автора дают сходные сведения, согласно которым городище предстает «царской резиденцией».

Очевидно, именно этот памятник фигурирует в «Истории албан» Мовсеса Каланкатваци (VII в.): в главе II,39 албанский историк сообщает, в частности, о том, что посольство епископа Исраела, направленное зимой 681-682 гг. князем Албании Вараз-Трдатом к предводителю гуннов Алп-Илитверу, не доходя Дербента, прибыло в «древнюю царскую резиденцию, в то место, где Григорис, католикос Албании, был удостоен венца мученика».

Стоянка Дарваг-чай

На дагестанском побережье Каспийского моря возникла стоянка Homo neanderthalensis – палеоантропов (палеонеандертальцев, гейдельбержцев) «Дарвагчай-1».

Местонахождение стоянки «Дарвагчай-1» связано с базальной частью отложений так называемой «бакинской террасы». В данное время уровень Каспийского моря на 137 метров выше современного (на 110 метров выше уровня океана).

Здесь на побережье моря и берегах реки Дарвагчай остались раковины моллюсков, наиболее типичных для этого времени. Каменные орудия этих стоянок составляют чопперы и бифасы с доминированием орудий мелких размеров (скребки, острия).

Памятники Шамильского района Дагестана

В районе насчитывается 25 памятников истории республиканского значения. Это - хутора средних веков, кладбища XII-XVII вв., подземные культовые помещения, надмогильные стелы шейхов, многочисленные языческие петроглифы, солярные знаки в виде кругов, спиралей, георгиевского герба, с орнаментами охотников, скота и т.д., датированные XI-XV веками; 80 архитектурных памятников: 17 федерального, остальные республиканского значения. Горские боевые башни XVI-XVII вв., Датунайский храм конца Х1 века, боевая башня в селении Мусрух, боевая башня Хуршилова в селении Хотода, верхняя и нижняя боевые башни в селе Кахиб, дом Чеэрова в селе Урада, дом О. Якубова в селе Мачада и многие другие уникальные строения XIV-XVIII веков сохранены в районе и по сей день.

Около 20 мечетей с минаретами, построенные в XVII-XVIII вв., сохранились и ныне действуют. Капитально реставрирован мечеть и примечетское медресе XVII века в селе Гента. На средства, выделенные Правительством РД, полностью отреставрирована мечеть XVII века в селе Тидиб.

В районе более 30 памятников археологии республиканского значения, которые при отсутствии письменных сведений являются наиболее важными материалами, позволяющими воссоздать древние этапы истории района. Выявленные и исследованные в районе памятники истории, археологии разнообразны по характеру и охватывают время от Каменного века до Средневековья.

Паласо-Сыртское городище

В 2011 году на территории республики проводились многочисленные археологические исследования. Полевой сезон у археологов был достаточно насыщенный, в разных областях республики работали несколько экспедиций. Это экспедиции Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, в которых принимали участие не только дагестанские археологи, но и приглашенные специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова и из других городов России.

Экспедиция под руководством доктора исторических наук Людмилы Борисовны Гмыря провела раскопки в районе реки Рубас на недавно открытом памятнике, одном из крупнейших в Евразии курганном могильнике, Паласа-Сыртском городище I, датируемом IV–V веками нашей эры. Это было время «великого переселения народов» – глобальной миграции северных племен вглубь европейского континента.

Дагестан служил своего рода коридором, по которому двигались многие племена. Кочевые народы – сарматы, маскуты, аланы, гунны, болгары, авары, хазары – двинулись из Великой Степи на Северный Кавказ, оставляя на местах своих стойбищ множество памятников материальной культуры, в том числе и курганы. На знаменитом Паласа-Сыртском курганном могильнике были найдены многие предметы быта и украшения из полудрагоценных камней.

Об археологических памятниках Дагестана

На территории Ахтынского, Докузпаринского, Магарамкентского, Сулейман-Стальского и отчасти Хивского и Курахского районов Дагестана, заселенных лезгинами, выявлено около 130 археологических памятников. Не все они хорошо изучены. Это, прежде всего, неисследованные курганы, поселения и могильники, сведения о которых дошли до нас из разных источников или документов, составленных на основании сведений местных жителей. Памятники каменного века и энеолита здесь вовсе не открыты, что свидетельствует о слабой изученности территории.

До известной степени определенно к эпохе ранней бронзы мы относим 6 памятников, к эпохе средней бронзы -1, поздней бронзе - 3, к эпохе раннего железа - 10, к албанскому времени - 14, к раннему средневековью -16, к развитому средневековью - 47 и к позднему средневековью - 5. Из всех этих памятников более или менее удовлетворительно изучены не более десятка. Но они являются компонентами археологических культур Дагестана разных эпох. Поэтому по памятникам других районов Дагестана мы можем составить более полное представление об истории Южного Дагестана с древнейших времен до времени широкого применения письменности.

Яндекс.Метрика