Народные традиции и обычаи

В Дагестане пройдет III Республиканский конкурс канатоходцев

14 июля в селе Цовкра-1 Кулинского района пройдет III Республиканский конкурс канатоходцев «Пагьламан» имени народных артистов России Рабадана Абакарова и Яраги Гаджикурбанова. Его организаторами выступают министерство культуры РД, администрация и Управление культуры МО «Кулинский район», Республиканский Дом народного творчества МК РД. Как сообщили РИА «Дагестан» в РДНТ МК РД, участниками праздника станут группы канатоходцев и творческие коллективы города Махачкалы, Гергебильского, Акушинского, Кайтагского, Кизлярского, Кулинского, Левашинского, Карабудахкентского, Магарамкентского, Хивского, Хунзахского районов.

Традиции и обычаи цахур

Материальное благополучие и общественное положение являлись главными критериями при вступлении цахуров в брачный союз. Практиковался колыбельный сговор, чаще всего между дагестанскими и азербайджанскими цахурами. На колыбелях помолвленных детей делали надрезы, после чего девочка считалась нареченной невестой. Отцы таких детей должны были быть друзьями. Брачный выбор определяли родители с участием близких родственников. Однако существовал обычай, согласно которому девушка могла публично выразить свое желание выйти замуж. Для этого она должна была подняться на крышу мечети и громко произнести установленную фразу. Мужчины были обязаны устроить ее судьбу. Они искали для девушки жениха.

В ряде цахурских селений существовали традиции, связанные с проверкой юношей и девушек на зрелость. Например, в селении Сюгют юноша должен был расколоть на мелкие части сосновый пень. Девушек отводили к камню с углублением округлой формы. Там и проверяли, «доросла» ли девушка до замужества. Этот камень называли «мерка для невест».

Традиции и обычаи удин

У удин главным критерием при выборе невесты являлось ее трудолюбие. Ум, красота и другие достоинства во внимание не принимались. Право выбора невесты или жениха принадлежало родителям. Дети не могли ослушаться их воли. Значительную роль в свадебном обряде удин играл дядя невесты со стороны матери. К нему при сватовстве обращались в первую очередь. В день обручения и в день свадьбы жених был обязан одарить его. На следующий день после сватовства предложение обсуждали собравшиеся на семейный совет родственники невесты. Весомым голосом на совете обладали ее бабушка, дяди и тети со стороны матери. Их согласие фактически означало положительное решение для сватов. О решении родителей невесты становилось известно через два-три дня после сватовства. Сваты могли получить согласие и сразу. В качестве залога в доме невесты оставляли деньги, обувь, ткани. Также совершалось малое обручение. В доме родителей невесты собирались гости, которые одаривали ее деньгами и подарками. После этой церемонии стороны жениха и невесты начинали вести переговоры об обручении.

Традиции и обычаи татов

В основе быта татов лежали адаты (неписаные законы и обычаи), одним из которых являлось беспрекословное подчинение старшим. Обычай почитания отца связан с тем, что старший мужчина считался вершителем судеб членов рода. У отца также было особое отношение к сыну – будущему кормильцу, продолжателю рода и хранителю традиций.

Незыблем был и обычай гостеприимства. Гостю полагалась лучшая постель и еда. Священным долгом являлась помощь ближнему. Существовал обычай, по которому часть колосьев в поле не собирали и любой бедный человек мог взять их. Аналогичный обычай соблюдали при сборе фруктов и винограда.

Традиционные нормы поведения требовали подчеркнуто уважительного отношения к собеседнику. При этом следовало соблюдать чувство собственного достоинства. С детских лет прививались учтивость, сдержанность в речах и поступках, скромность, доброжелательное отношение к односельчанам и родственникам.

Кровная месть также являлась неотъемлемой частью жизни татов.

Традиции и обычаи табасаран

Вступление в брак считалось у табасаранов обязательным. Незамужних престарелых женщин и неженатых мужчин осуждали. Девушку выдавали замуж без ее согласия. Сватовство начиналось в четверг. Предварительно родители юноши узнавали, согласны ли родители девушки выдать дочь за их сына. В большинстве табасаранских сел сговор закреплялся подарками, пирогом с орехами, серебряными монетами, кольцами. В некоторых селениях до сватовства устраивались смотрины невесты.

После сватовства назначался день официального обручения. Оно проходило в доме невесты. Родственники с обеих сторон обменивались подарками, предназначенными для будущих молодоженов.

Любой мужчина, пожелавший жениться на вдове или девушке, должен был заплатить калым (выкуп за невесту), включавший скот, участок земли, подарки для родственников невесты. Помимо калыма жених выплачивал невесте деньги, составлявшие ее имущество в случае развода.

Для избежания уплаты калыма использовался обменный брак, при котором мужчина, сватая девушку из другого семейства, давал обещание выдать за кого-нибудь из членов этой семьи свою сестру или дочь. Существовал также колыбельный сговор, при котором родители малолетних детей договаривались о будущей женитьбе сына и дочери.

У табасаранов практиковалось умыкание невесты. При похищении девушки ее родственники преследовали похитителя. В случае самовольного ухода девушки из дома ее родители, как правило, смирялись со случившимся. При этом у жениха требовали определенный выкуп.

Яндекс.Метрика