Народные промыслы

Гоцатлинские художественные изделия из металла

Более 150-ти лет назад в старинном горном селении Гоцатль зародилось искусство обработки металла (серебро, медь, мельхиор). К концу XIX века редкая горянка выходила замуж без гоцатлинского водоносного кувшина с гравированным узором. В 1958 году был организован художественный комбинат. Гоцатлинский мастер, как и кубачинский, владеет несколькими профессиями: он должен знать плавку, монтировку, чеканку, гравировку, чернение. Но если процессы труда мастеров схожи, то их произведения отличаются своим орнаментом. В отличие от кубачинского гоцатлинский на поверхности изделия занимает не всю площадь, а выполняется в строгой графической форме. В основном изготавливаются кумганы, столовые приборы, винные сервизы, роги для вина, декоративные вазы и блюда, столовые и чайные ложки и разнообразные женские украшения.

 

Декоративно-прикладное искусство УНЦУКУЛЯ

Одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства Дагестана является художественная обработка дерева, к которому        относится и унцукульская насечка. Истоки промысла, по преданию горцев, уходят в сравнительно недавнее прошлое (XVII-XVIII вв.), когда в высокогорном аварском ауле Унцукуль сложился своеобразный промысел по художественной обработке дерева. По своей уникальности он относится к наиболее ярким видам декоративно-прикладного искусства Дагестана. Унцукульские мастера разработали такие способы обработки дерева, как насечка металлом (мельхиор, медь, серебро), с помощью которого и создается узор на изделиях различной формы.

Декоративно-прикладное искусство КУБАЧИ

Традиционным видом декоративно-прикладного искусства Дагестана является художественная обработка металла. Непревзойденным центром которого считается аул мастеров – Кубачи. Истоки кубачинского искусства уходят в глубокую древность. По свидетельству исследователей и результатам археологических раскопок, установлено, что исторические корни художественной обработки металла в Дагестане уходят в медно-бронзовый век IV-Ш тыс. до н.э.

Литые бронзовые фигуры животных и людей, медные тяжелые височные кольца, браслеты, подвески, найденные археологами, говорят о распространении технологии бронзового литья и ковки в Дагестане. Высокий уровень развития технологии литья и ковки медной и бронзовой утвари, ее художественное совершенство способствовали выделению металлообработки в отдельную отрасль.

Гончарное искусство Сулевкента и Джули

В традиционных центрах гончарного искусства Сулевкент и Джули изготовлялась глиняная посуда различных форм и размеров. Многие образцы керамических изделий сохранились в музеях и домашних коллекциях.

По характеру производства самые ранние гончарные изделия сулевкентских мастеров украшались налепным узором в виде жгутиков, волнистых линий. На многих изделиях узор наносился методом процарапывания по сырой глине. Но с появлением гончарного круга глиняные изделия сулевкентские мастера стали украшать ангобной росписью красно-коричневого цвета.

Гончарное искусcтво Балхара

Самые прекрасные кувшины

Делаются из обычной глины

Так же, как прекрасный стих

Создают из слов простых

Надпись на балхарских кувшинах


Уникальным центром гончарного искусства Дагестана сегодня является лакский аул Балхар, где производятся: предметы глиняной посуды – большие и малые водоносные кувшины; декоративные тарелки; изделия малой пластики (игрушки-свистульки, сюжетные композиции на темы сказок, характерных бытовых и трудовых сцен и т.д.).

О глубокой древности Балхарской керамики свидетельствуют, наряду с пережитками матриархата в его организации (мастера только женщины), древнейшие мотивы в декоре. Они присутствуют в дагестанской керамике с 3 тысячелетия до нашей эры. У балхарцев в процессе долгого развития и совершенствования керамической росписи в орнаментальных формах выработались очень интересные своеобразные черты, присущие только этому виду искусства. Вся роспись, начиная горизонтальных поясов и кончая деталями узора, наносится на ножном гончарном круге, при медленном его вращении без предварительных замыслов и раздумий. Это, в свою очередь, предопределяет абсолютную неповторимость и бесконечную изменяемость орнаментальных композиций балхарских рисовальщиц.

Яндекс.Метрика