Аварцы

Численность в Российской Федерации составляет 912 090 человек.

Аварцы (самоназвание – магlарулал) – самый многочисленный народ на территории Дагестана и один из крупнейших среди народов Кавказа. Название «аварцы» происходит от имени правившего в V в. царя Серира Авара. В недавнем прошлом термин «аварец» служил самоназванием только жителей одного из «вольных обществ» – союзов сельских общин, а представители других аварских этнографических групп называли себя по имени своих общин. В настоящее время самоназвание «аварец» стало общим, в том числе и для близких к аварцам по языку и быту народностей.

Основой для формирования аварского народа послужили племена легов и гелов. С VI в. территория, заселенная аварцами, входила в состав царства Серир – крупнейшего раннесредневекового феодального государства, включавшего также лакские и, частично, даргинские земли. В XII – XIII вв. Серир распался, и территории, населенные аварцами, вошли в состав Аварского ханства с центром в Хунзахе. Многочисленные вольные общества как носители демократических традиций противостояли ханской власти. Многие из них имели свои культурно-бытовые и языковые особенности. Часть аварцев со второй половины XVII в. входила в состав небольшого Мехтулинского ханства, включавшего в себя также и кумыкские земли.

В течение XVI – XVII вв. в ханстве была разработана собственная система алфавита, окончательное оформление которой принадлежит аварскому ученому XVIII в. Дибир-кади. В XVII в. в военных структурах ханства ведущую роль стали играть аварские общины, находившиеся на территории современного Азербайджана, главным образом селения Джар и Белоканы. Эти аварские вольные общества, до XVII в. входившие в сферу влияния кахетинских царей, после ослабления Кахетии настолько усилились, что сумели в 1734 г. нанести серьезное поражение иранскому войску под командованием Надир-шаха. В конце XVIII в. Аварское ханство достигло наибольшего могущества. Ему платили дань царь Грузии, дербентский и кубинский ханы.

В 1803 г. оно было принято в русское подданство. Также к России отошли Джаро-Белоканы, значительную часть населения которых составляли аварцы.

В период Кавказской войны, в 1820 – 1850-х гг. территория Аварского ханства, как и другие земли, населенные аварцами, входила в Имамат Шамиля, а аварцы, наряду с чеченцами, выступали его главной силой. В 1864 г., после завершения войны на Кавказе, царским указом ханство было ликвидировано, а его территория превращена в Аварский округ. В целом в результате административных реформ 1860-х гг. аварцы вошли в состав Аварского, Андийского и Гунибского округов Дагестанской области. Что касается аварцев Азербайджана, то территория их расселения, согласно существовавшему в начале ХХ в. административному делению, входила в Закатальский округ.

В годы революции и гражданской войны значительная часть аварцев выступала в поддержку идеи создания нового Имамата, независимого от России исламского государства. В ноябре 1920 г. на съезде народов Дагестана в Темир-Хан-Шуре и на съезде народов Терека во Владикавказе была торжественно провозглашена Советская автономия Дагестана и горцев Терской области. А 20 января 1921 г. постановлением ВЦИК РСФСР оформлено образование Дагестанской АССР (с 1991 г. – Республика Дагестан), в состав которой вошли аварцы.

В годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.) тысячи аварцев мужественно сражались на различных фронтах.  Ряду аварских воинов было присвоено звание Героя Советского Союза.

В советский период в результате проводившейся политики переселения горцев значительная часть аварцев оказалась на равнине. Они в основном занимали ранее не обрабатывавшиеся, неокультуренные прежде местным кумыкским населением земли. Вместе с тем многие аварцы поселялись в уже ранее существовавших крупных населенных пунктах, в том числе в городах с преобладавшим русским (казачьим), кумыкским, ногайским населением. После распада Советского Союза в начале 1990-х гг. для защиты интересов своего народа было создано аварское национальное движение. Во второй половине 1990-х гг. произошла политическая легализация руководства этого движения. В период агрессии со стороны чеченских боевиков в 1999 г. «Аварское национальное движение» сыграло активную роль в организации защиты г. Хасавюрта, мобилизовав в течение дня своих вооруженных сторонников. Это не дало возможности боевикам захватить город.

Христианство в Дагестане распространяли армянские, армяно-албанские и грузинские миссионеры. В VII – VIII вв., когда Дагестан был завоеван арабами, началось распространение ислама, однако в Аварии ислам суннитского толка прижился только с XV в. При этом долгое время сохранялись элементы традиционных древнейших верований: почитание природных явлений, небесных светил и священных мест, обряды вызывания дождя и солнца, избавления от болезней и сглаза. В настоящее время подавляющее большинство аварцев – мусульмане-сунниты.

Традиционными хозяйственными занятиями аварцев являлись скотоводство и пашенное земледелие. Если в горных районах и предгорьях земледелие сочеталось со скотоводством, то в высокогорье ведущая роль принадлежала скотоводству. Помимо этого, подсобными занятиями аварцев были охота и пчеловодство, особенно в садоводческих районах.

Земледельцы создавали искусственные террассированные поля, укрепленные каменными стенами на сухой кладке. Обычно практиковалось трехъярусное использование участков: под фруктовыми деревьями сажали кукурузу, а в междурядьях – бобы, картофель и другие овощи. В горных долинах была хорошо развита система орошения: каналы, желоба и деревянные колеса-самокачки.

Аварское население возделывало ячмень, пшеницу, рожь, овес, просо, черный горох, кукурузу и картофель. Из технических культур сеяли лен и коноплю. В горных долинах занимались садоводством и виноградарством. Выращивались персики, абрикосы, черешня, яблоки, груши, алыча и другие фрукты.

Большое значение в хозяйстве аварцев имело скотоводство. Разводили как мелкий (овцы и козы), так и крупный рогатый скот (лошади, ослы и мулы). Традиционными были грубошерстные породы овец. Собственных зимних пастбищ на равнине аварцы за редким исключением не имели и были вынуждены арендовать их у крупных землевладельцев, а также в Грузии и Азербайджане.

Горские крестьяне были лишены земли и пастбищ и не имели возможности прокормиться в своем хозяйстве. Они работали в качестве батраков у дагестанских и грузинских помещиков, уходили на рыбные промыслы. Кроме того, отрываясь от земли, часть аварского населения начинала заниматься кустарными промыслами. Ремесленная продукция предназначалась для сбыта на рынке. Андийские бурки, каратинские и келебские сукна и многие другие изделия аварских мастеров славились далеко за пределами Дагестана.

Распространение на территории Аварии получило производство медной посуды.

Деревообрабатывающие промыслы были развиты главным образом в районах, богатых лесом. Здесь производилась разнообразная деревянная утварь.

Ахвахские женщины делали особые, нигде больше не встречающиеся восковые кувшины для воды. При их изготовлении тщательно разминался воск с примесью толченого древесного угля и волоса, после чего из полученной массы вручную лепили толстостенный сосуд без ручек. Такой кувшин при носке воды поддерживался широкой шерстяной лентой. Каратинцы изготовляли сукно, славившееся по всему Кавказу. Особым секретом мастеров было то, что шерсть для выделки сукна не стриглась, а выщипывалась с овец, чем достигалась большая ее длина.

Аварские поселения в высокогорье были небольшими (30 – 50 домов) и располагались в труднодоступных местах на вершинах хребтов и скальных уступах. На склонах гор поселения были значительно крупнее (300 – 500 домов) и чаще всего имели ступенчатую форму. При этом они и находились вблизи речек, и были ориентированы на юг. Планировка аварских селений была скученной – дома столь тесно прижимались друг к другу, что крыша одного служила двором для другого. Строения образовывали сплошную стену вдоль узких кривых улиц, часто крытых и напоминающих туннели. Крайние дома аула представляли собой как бы крепостную стену с боевой башней, которая, помимо своего оборонительного значения, была также наблюдательным пунктом. Эта башня имела до шести-семи этажей, сообщающихся между собой при помощи внутренних люков и приставных лестниц.

Традиционные аварские жилища были каменные с плоской земляной крышей. Начиная с XIX в. дома в основном строили двух- и трехэтажные. В высокогорных районах встречались и многоэтажные (5 – 6 этажей) дома с отдельным входом на каждом этаже. В них могли жить несколько семей. Обычный дом аварских крестьян представлял собой четырехугольную постройку с плоской крышей. Стены его выкладывали из необработанного камня различной формы. Дом строился либо на фундаменте, либо на скалистом грунте. Однако в конце XIX в. в Аварии появились дома из тесаного камня, с широкими окнами и деревянными полами, верандой по фасаду и двухскатной крышей с железным покрытием.

Повседневная жизнь аварской семьи проходила в одной комнате. В центральной Аварии она была больших размеров (до 100 кв. м) со специальным деревянным хранилищем во всю стену и открытым очагом в центре. Входящий в конструкцию хранилища опорный столб, украшенный глубокой резьбой, и очаг олицетворяли благополучие семьи и единство родственной группы. Место около очага считалось самым почетным в доме, здесь же стоял деревянный резной диван, на который обычно сажали гостя. Очаг делил комнату на части: в правой стороне помещались мужчины, в левой – женщины, а между столбом и очагом во время трапезы находились дети.

На стенах висело все имеющееся в доме оружие. В кухне размещалась обыденная посуда и утварь. Одно из помещений дома с камином, нарядно обставленное, предназначалось для проведения торжеств и приема гостей. Хозяйственные помещения располагались на нижних этажах или выносились за пределы усадьбы. В старину такой дом был жилищем большой семьи, а в начале XX в. в нем обитала уже малая семья.

К моменту присоединения Аварии к России большая патриархальная семья почти не сохранилась, и преобладающей формой аварской семьи стала малая (супружеская пара и дети). Брак обычно заключался между членами одной родственной группы селения. Запрещались браки только между родными братьями и сестрами. Однако бывали случаи, когда браки заключались с жителями других селений Аварии и Дагестана. Основной формой брака был брак по сговору со сватовством, хотя отмечались случаи выдачи замуж малолетних и даже люлечное обручение. Калыма (выкупа за невесту) у аварцев не было, а многоженство имело место только в среде зажиточных людей.

Традиционной социальной организацией аварского населения являлась сельская община, включавшая патриархальные кровнородственные объединения – тухумы, которые представляли собой группу родственных семей, насчитывавшую до 60 – 70 человек и ведущую свое происхождение от одного общего предка. Среди членов этой группы широко практиковалась взаимопомощь.

Однако тухум в XIX в. уже не представлял собой в хозяйственном отношении единого коллектива. Создавались сельские общины, жители которых могли принадлежать различным тухумам из нескольких мелких населенных пунктов. Сельские общины образовывали союз, называемый по-аварски войско или ополчение. При этом все эти селения носили одно общее название, имели свои локальные формы материальной и духовной культуры. Так, в конце XIX в. на территории Западного Дагестана были известны союзы аварцев и арчинцев, аварцев и андийцев и ряд других. Управление сельской общиной осуществляли выборные лица (старшина, судьи, десятники и исполнители) и сельский сход (джамаат), в котором участвовало все взрослое мужское население с учетом принципа представительства отдельных тухумов. В ведении общины находились пастбища, часть покосов, леса и некоторые общественные сооружения – оросительные каналы, мосты, дороги и мечеть.

После административных реформ 1860-х гг. образованные округа были разделены на наибства, включавшие территории нескольких союзов общин.

Как и в большинстве других областей Дагестана, в Аварии крестьянство состояло из двух основных групп: лично свободных общинников и крепостного населения. Были в Аварии и домашние рабы. Однако значительная часть населения входила в состав относительно независимых союзов сельских общин (вольных обществ), состоявших из свободных общинников. Они формировали иногда сильные военные союзы и сопротивлялись тому или иному владетелю. Однако периодически они все же попадали в зависимость от феодалов и несли повинности.

Верхушку аварского общества составляли ханы, беки и чанки – дети ханов и беков от неравных браков, имевшие некоторые права и привилегии. Беки, находящиеся в вассальной зависимости от ханов, стояли ниже последних, но обладали в своих владениях самостоятельной властью.

Яндекс.Метрика