Народные традиции и обычаи

Кодекс чеченский этики - нохчолла

Первое сохранившееся упоминание о предках сегодняшних чеченцев содержится в Армянской географии 7 века. В грузинских летописях существует упоминание о вайнахские племенах дзурдзуках, так в средневековой Грузии называли потомков нынешних чеченцев. Чеченцы сами себя называют «нохчо», кроме Чечни живут в Хасавюртовском районе  западней части Дагестана, в Ингушетии и на севере Грузии- в районе Панкисского ущелья (раньше называлась Ахметская область).

Впервые чеченские обычаи (адаты) были собраны в сборник «Адаты кавказских горцев: Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа», изданный в Одессе: «Типография П. А. Зеленого», 1882. 850 с. (Последнее переиздание осуществлено с сохранением авторской редакции в 2010 году:Автор: Ф. И. Леонтович. Издательство: М. и В. Котляровых (г. Нальчик). В нем в обобщенном виде воспроизведены материалы по обычному праву народов Северо-Западного и Центрального Кавказа, собранные в 40—60-х годах XIX века офицерами Кавказской линии. Другие материалы для кодификации были взяты из горских словесных судов;  затем они были дополнены советами старейшин отдельных районов края. Как  утверждают исследователи, все понятия этики чеченского народа имеют в своей основе практику жизни народа в древности.


 

Все адаты составителями были разделены по принадлежности наибствам (наибы-это, можно сказать, генерал-губернаторы имама Шамиля, которых он жаловал вотчинами), на наибства Чечня была поделена после вхождения в состав России: Ичкерия (включала Ножай-Юртовский и Веденский районы), Надтеречье, Качкалык, Аух (чеченцы-аккинцы), Карабулаки и т.д. Многие адаты были одинаковы во всех наибствах Чечни, но главенствующими считались адаты Ичкерии. Предполагается, что именно они- адаты Ичкерии- являются наиболее древними законами чеченского общества –нохчалла. Эти адаты более жестки, не испытали российского влияния и главное, по мнению самих чеченцев, – влияния княжеских адатов Надтеречья.

Нохчоллаэто свод правил, обычаев и обрядов чеченца, т.е. это все особенности чеченского характера в одном слове, можно сказать –выражение экзистенции личности чеченца.

Так, например, гостеприимство - это нохчалла. У всех горцев принято приглашать странников в дом, накормить и предложить ночлег: не принятый в дом, мог замерзнуть, стать жертвой разбойников или дикого зверя. Быть отходчивым в гневе - это нохчалла. Взаимопомощь и взаимовыручка, - часть нохчалла. Нохчалла - это умение строить свои отношения с людьми, не демонстрируя превосходства.

Сидящий верхом на лошади должен первым поздороваться с пешим. Если же пешеход старше всадника, всадник обязательно должен сойти с коня. Нохчалла - это дружба на всю жизнь, в дни печали и в дни радости. Нохчалла - это особое почитание женщины. Нохчалла - это неприятие любого принуждения. Чеченец с малолетства воспитывается защитником, воином. Самый древний вид чеченского приветствия, сохранившийся и ныне, "Приходи свободным!" Внутреннее ощущение свободы, готовность отстоять ее - это нохчалла. Ночхалла - это то, чему следует чеченец добровольно.

Культурные традиции

Обряд призывания дождя.

Засуха является врагом  у всех народов, соответственно, у всех народов есть свои обряды призывания дождя. Согласно чеченскому поверью, надёжным средством против засухи служит, змея. Змеи любят устроиться возле колодцев, прячась между камней, и выползают в дождливые тёплые дни, отсюда параллель - их связь с желанной небесной благодатью. Поэтому, чтобы вызвать дождь, убивали и подвешивали змей. В некоторых преданиях змею сменяет ворона, и чтобы вызвать дождь, нужно было разрушить воронье гнездо. По окончании обряда резали жертвенных животных и состоялась общая трапеза. Известны ещё несколько способов призывания дождя, ставших обрядами: пропахивание русла пересохшей речки; наряжение подростка зелёным снопом; чтение молитвы и бросание при этом камешков в реку и др.

Праздник громовержца Села

Праздник в честь громовержца Сeла (Зевс) у чеченцев по отдельны компонентам напоминет христианский праздник в честь Ильи-пророка. Празднование проводилось у святилища в одну из сред месяца Сeла - в период с 22 мая по 22 июня. Церемония включала приношения богу Сeла и молитвы: "Заставь небо часто греметь. Заставь солнце целительно греть. Пролей дождь маслом, взрасти посеянное. Осенью не дай дуть быстрому ветру". Или, "Сeла, убереги людей от бед, вреда, сбереги наши посевы от града, потопа, дай нам богатый урожай".

По чеченской народной легенде, при сотворении мира огонь был только в одном очаге, и хозяином этого очага являлся бог Сeла. Однажды вор пробрался к нему, чтобы украсть огонь. Разозлившись, Сeла бросил в него головешку, угольки от которой упали на землю. И если бы не эти угольки, земля осталась бы навечно холодной. На территории Чечни сохранились развалины храмов и святилищ, посвященных богу Сeла. Ценя и почитая бога, давшего огонь, молнию стали называть «факелом Сeла», а радугу – «лук Сeла». Самого бога уважительно называли "благочестивый Сeла", "светлый, чуткий Сeла", "бог звезд, молнии и огня". Месяц май и день недели - среда - носили его имя. В этот день из домашнего очага нельзя было давать по чьей-либо просьбе даже один уголек, а также выкидывать золу.

Умершего от удара молнии человека весьма почитали и хоронили в склепе из тесаного камня в сидячей позе, при полном вооружении. Место, где был убит молнией человек или животное, считалось священным. Целебной считалась вода, принесенная из святилища бога Сeла. Жрецы давали ее пить больным по ложечке и лечили этой водой глаза.

Праздник богини Тушоли

Культ Тушоли - богини весны, плодородия связан с деторождением. Праздник в честь богини проходил в последнее воскресенье первого месяца весны. К этому дню прилетала главная вестница весны - удод. Чеченцы называли ее "курица Тушоли" и почитали священной. Убить её можно было только с разрешения жреца исключительно для исцеления больного. Хорошей приметой считалось, если удод совьет гнездо под крышей дома или где-либо во дворе. К празднику Тушоли приурочивали выбор невест. Старшее поколение всячески содействовало бракам, заключенным в этом месяце, считая, что они - самые счастливые. Просьбы к Тушоли напоминали молитвы: "Тушоли, дай нам благодать свою. Сделай так, чтобы неродившие родили детей, а родившихся оставь в живых. Пошли нам обильный урожай, пошли дождь масляный, солнце лекарственное". Обряды проводились в святилищах, где жрецы хранили идол богини и особую хоругвь. Древко для хоругви вырубалось только в заповедной роще, куда нельзя было ходить без разрешения жреца и не разрешалось рубить деревья и пасти скот. Люди приносили в святилище подарки: оленьи рога, пули, восковые свечи. Приношения освящал жрец, одетый в белое. В период распространения в Чечне ислама культ богини Тушоли мусульманским духовенством в 1881 году был официально запрещен. Но праздник Тушоли остался как народный женский и детский праздник.

Праздник плуга

Праздник выноса плуга на поле проходил в четвертый день Праздника весны. Он отмечался в течение двух дней. Первый день был посвящен ритуальной вспашке поля и севу. Традиционный порядок этого дня: запрягание волов, проводы пахаря, проведение ритуальной борозды, сева, общественная трапеза, увеселительная часть. Выбранный для ритуала пахарь должен был строго соответствовать следующим требованиям: быть "несущим изобилие", быть "честным тружеником", быть "человеком легкой и счастливой руки". К тому же пахарь, выбранный для ритуала, должен был обладать и рядом других особенностей: быть средней полноты и с густой шевелюрой. Не всякий соглашался на эту почетную должность, опасаясь быть обвинённым в случае неурожая. Волов для ритуальной вспашки специально украшали. Их шею и рога смазывали маслом, остригали шерсть вокруг рогов, вбивали в них от сглаза медные затычки, на рога и хвост навешивали красные ленточки. Жена пахаря процессию, двигающуюся в поле, должна была встретить (для чего надо было заранее выйти из дома), с полными ведрами. А участников обряда, возвращавшихся домой, обязательно старались обрызгать водой. Это делалось в качестве пожеланий хорошей погоды и обильного урожая. На второй день праздника устраивались скачки и различные состязания. Принято было также, чтобы каждая семья перед началом сева принесла «малое жертвоприношение» - в три дома отнести набор различных продуктов растительного происхождения.

Праздник весны

День весеннего равноденствия, 22 марта, чеченцы приурочивали к началу сельскохозяйственного года. Этот день был весенним праздником. В ходе подготовки к нему в хозяйстве наводили особую чистоту. Женщины все тщательно чистили, мыли, убирали во дворах. Всю бронзовую и медную посуду натирали до блеска и выставляли во двор, считая, что красный цвет меди притягивает солнце. В означенный день все, включая грудных детей, поднимались до рассвета и выходили во двор, навстречу восходящему солнцу. Этот праздник предполагал обилие еды для всех. Накормлены должны были быть и сироты, и одинокие старики. В этот день особенно сытно кормили скотину, на улице рассыпали зерно для птиц, на чердаке и во всех темных углах дома бросали крошки. Считалось также, что если обновить на праздник одежду, то это поможет весь год ходить в новом. Праздничные развлечения вечером проходили у костров, символизирующих солнце. Костры могли быть семейные или для всей улицы и даже для всего села. Их разжигали молодые люди, стараясь, чтобы костер был повыше и поярче. Через костры прыгали юноши и взрослые мужчины, демонстрируя храбрость и вместе с тем как бы "очищаясь" огнем.

Новый год.

Предки чеченцев, как и многие древние народы, обожествляли солнце. Столетиями наблюдая за движением солнечного диска, наши предки установили, что ход солнца, его отдаление или приближение к земле имеют прямое отношение к изменениям в природе. (См.: Мадаева З.А., «Народные календарные праздники вайнахов»). Древними нахами составлен неписанный солнечный календарь, имеющий четкие начальные, промежуточные и завершающий год даты, а также определение времен года и названий месяцев. Согласно годичному циклу движения солнца, они подразделяли год на 2 части - летнее время и зимнее время. С этим связано и народное представление о двух мирах: «маьлхидуьне» - солнечный мир, в котором светит солнце и «бухара дуьне» - тот свет, мир мертвых. Тот свет, по убеждению древних нахов находился там, где садилось солнце. Летом и днем солнце освещает наш мир и дарит всему живому на земле устойчивость и прочность и даже саму жизнь (растительному миру). Зимой и ночью солнце светит мертвым. Отсюда делался вывод, что когда в мире живых лето, в мире мертвых зима.Так как Новый год у наших предков начинался с «рождения» зимнего солнца, то и праздновался он в месяц Наджигонцхой (Мадаева З.А.с.11), в первый месяц года по нахскому солнечному календарю. Молодежь возводила снежную крепость, символ зимнего солнечного дома. И эту крепость необходимо было разрушить именно в тот день, когда солнце «входило в свой зимний до», то есть, в первый день зимнего солнцестояния.

В древности важным новогодним ритуалом было обновление огня в очаге. Именно на новом огне должно было быть сварено и испечено все необходимое для праздника. Еще один ритуал - укладывание длинного, неразрубленного бревна в очаг. Новогодние бревна заготавливались заранее: дерево, чаще всего дуб, сушили на корню. Использование фруктовых деревьев считалось большим грехом. Длина бревна определяла продолжительность праздника. В доме, где бревно сгорало до таких размеров, что можно было закрыть дверь, начиналось празднование с обильной едой, питьем, плясками, представлениями. Поскольку во всех очагах бревна рано или поздно укорачивались, то праздник приходил в каждый дом. Далекие предки чеченцев верили, что в новогоднюю ночь активизируется нечистая сила, поэтому, защищаясь от нее, раскладывали в хлевах и жилых помещениях в качестве оберегов железные предметы. Богатство новогоднего стола считалось залогом благополучия семьи в наступающем году. С этой целью сытно кормили в новогоднюю ночь все живое, вплоть до мышей. К празднику пекли хлеба из пшеничной муки. Самый главный - большой ритуальный хлеб - имел форму диска с лучеобразными линиями, идущими от центра. Кроме того, пеклись пироги с различной начинкой: для старшего в семье - четырехугольной формы, для гостей - круглые. В сдобную выпечку клали монеты, хлебные зерна, кусочек шерсти, по которым гадали, кто и чем будет богат в новом году.

В новогоднюю ночь были приняты гадания. Например, такое, специально выбранный человек отправлялся в святилище, ложился там на пол животом вниз и лежал всю ночь, приложив ухо к земле. Наутро он толковал то, что услышал. Уникальным является древнее чеченское гадание на бараньей лопатке. При гадании смотрели на свет сквозь лопатку и по пятнам на кости предсказывали урожай, погоду и даже семейные события (свадьбы, роды, похороны). Под Новый год в чеченских селах ходили ряженые - молодые люди или подростки в шубах наизнанку, в войлочных масках с рогами или с вымазанными сажей лицами. Аналогично обычаю колядования у многих народов.  Сугубо чеченское отличие – это скачки в третий день новогоднего праздника. Первым трем победителям-наездникам полагались призы: верховая лошадь, седло, уздечка и плетка или что-нибудь из одежды. Новогодний праздник у чеченцев в настоящее время не проводится в этом древнем формате, он не связан с народным сельскохозяйственным календарем и не входит и в исламскую традицию.

Весьма почитаемым был у нахов культ волка, являющийся символом мужества и силы. Даже южные соседи - грузины -переняли у нахов поклонение культу волка. В Vв. царь Грузии Вахтанг имел прозвище «Горгасал» («волчья голова»); на его золотом шлеме красовалось изображение волка. Нахская традиция идеализации волка, восхищение его силой и смелостью имеет древние корни, связанные с сарматами. Воины могущественных сарматов, поклонявшихся волку, вели себя в сражении, подражая этому зверю - своему «покровителю». Об этом писали римляне (Валерий Флакк (перевод С.М.Перевалова); Овидий Назон (43г.до н.э.-1 бг.н.э), «Аланика», 1999 №1 .с.236.)

В древних нахских сказаниях нередко мир людей тесно переплетается с миром волков. Наделяя волка сверхъестественными качествами, древние нахи давали своим детям волчьи имена и вешали им на шею волчьи амулеты, которые по поверью нахов-язычников оберегали детей от болезней и опасности. В сказаниях можно встретить образцы кровного или молочного родства между предками нахов и волками. О магическом воздействии культа волка на сознание даже современных чеченцев свидетельствуют многие действующие поговорки, возвеличивающие этого зверя. Об остаточном язычестве современных чеченцев-мусульман говорит и тот факт, что и в наши дни, потерявший по причине халатности или вследствие кражи ценную вещь, чеченец обращается иногда к силе магического культа волка. После долгих поисков вора, он прибегает к последней и самой сильной мере - принародно угрожает сжечь сухожилие волка, если к определенному сроку ему не возвратят его украденную вещь или деньги. Если словесная угроза не подействует и сухожилие волка действительно будет сожжено, то, по убеждению не расставшихся с язычеством чеченцев, вор иссохнет, как мумия.

В недавней («ичкерийской») чеченской  истории, была предпринята попытка восстановления культа волка, когда скульптурные изваяния диких собак (волков) были установлены у административных зданий. От этого времени остался лишь один факт визуализации культа волка – его изображение на флаге Чеченской Республики.

Современные обычаи и традиции. Мужской этикет

Основные нормы поведения чеченского мужчины, как говорилось выше, отражает понятие "нохчалла". Но также существуют сложившиеся веками традиции и обычаи для отдельных бытовых ситуаций. Они отражены в чеченских пословицах и поговорках. Почиталось немногословие: "Не знаю, нет - одно слово; знаю, видел - тысяча слов". Неторопливость:"Быстрая речушка до моря не дошла". Осторожность в высказываниях и в оценках людей: "Рана от шашки заживет, рана от языка - нет". Выдержанность: "Несдержанность - глупость, терпение - воспитанность".

Сдержанность в проявлении чувств. По обычаю, мужчина не должен даже улыбаться жене при посторонних, брать ребенка на руки, высказываться о достоинствах жены, детей. При этом должен строго следить, чтобы жена не выполняла никакие мужские домашние дела. Оскорблением считается нецензурная брань с упоминанием женщины. Особенный смысл содержится в традиции оставлять усы. "Если ты не ведешь себя как мужчина, не носи усов!" Тем, кто носит усы, завещано: не плакать от горя, не смеяться от радости, не убегать ни при какой угрозе. К характеристие чеченского мужчины относится предание о том, как сдавался в плен имам Шамиль. Идущего сдаваться в плен предводителя восставших горцев несколько раз окликнул его верный наиб. Но Шамиль не обернулся. На вопрос, почему он так поступил, ответил: «Застрелили бы. Чеченцы в спину не стреляют ".

Особое отношение к некоторым цифрам

У чеченцев с женщиной ассоциируют цифру 8, а с мужчиной - 7. Дело в том, восьмерка, состоящая из четырех двоек (из пар), отражает способность удвоения, материнство, а из семёрки пар не составишь, только единицы. Цифровая символика указывает на признание особого, превалирующего статуса женщины в обществе по сравнению с мужчиной. На это же указывает известная чеченская пословица: "Портится мужчина - портится семья, испортится женщина - портится весь народ".

Наследственности по женской линии чеченцы придают особое значение. И по сей день не поощряется выход чеченки замуж за иноплеменника, между тем как чеченец вправе взять себе жену любой национальности. Выражение "материнский язык" употребляется в речи, когда отмечают достойное поведение человека, а выражение "материнское молоко" - когда осуждают за неблаговидный поступок. В одной из чеченских сказок говорится о юноше Султане, ухаживавшем за девушкой ровно 8 лет. Грудному ребенку, по чеченским обычаям, нельзя показывать зеркало до восьмимесячного возраста. В вайнахском варианте мифа об Адаме и Еве первые мужчина и женщина разошлись в разные стороны, чтобы найти себе пару; Ева сказала, что на своем пути она перешла через восемь горных хребтов. Чеченская традиция предполагает знание женщиной восьми поколений предков по материнской и по отцовской линии. Мужчине обязательно знание семи предков. Чеченцы приветствуют женщин только стоя.

По традиции, мужчина, оберегая женщину, всегда идет впереди нее. У этого обычая древние корни: в старину на узкой горной тропе могли встретиться грабители или дикие звери. Если мимо проходит пожилая женщина, долг любого человека встать и поздороваться первым. Позором считается неуважение к матери и ее родственникам. Для зятя почитание родственников жены считается добродетелью, за которую бог без суда может отправить в рай.

У чеченцев сохранилось старинное предание о днях «бардал 1аьзи» в переводе с арабского означает  "дни старухи". В давние времена овдовевшая мать семерых дочерей пожелала вновь выйти замуж. Скрепя сердце дочери обещали ей подыскать жениха с условием, что мать проведет накануне весны семь ночей на улице. Старуха согласилась с условием дочерей. Решив, что весна уже наступила, она вышла на улицу, и не выдержав совсем не весенних холодов, умерла на седьмую ночь. Этот предвесенний период холодов предки чеченцев называли «жерочун шело» - «вдовий холод».

Взаимопомощь, взаимовыручка

При встрече каждый чеченец первым делом спросит: "Как дома? Все ли живы, здоровы?" При расставании считается правилом хорошего тона спросить: "Нужна ли моя помощь?" Обычай трудовой взаимопомощи уходит корнями в глубокую старину. В те времена, когда суровые условия жизни заставляли горцев объединяться для сельскохозяйственных работ. Крестьяне связывались одной веревкой, чтобы выкосить на отвесном склоне горы траву; всем селом отвоевывали у гор участки под посевы. В любом несчастье, особенно если семья теряла кормильца, село брало на себя заботу о потерпевших. Мужчины не садились к столу, пока часть еды не была отнесена в дом, где нет мужчины-кормильца. Приветствие молодого человека старшему по возрасту обязательно включает предложение помощи. В чеченских селах принято, если пожилой человек начинает какую-то работу по хозяйству, по-соседски принять в этом участие. Традиция взаимной поддержки выработала в народе отзывчивость на чужое несчастье. Если в доме горе, то все соседи открывают настежь ворота, показывая тем самым, что горе соседа - его горе. Если в селе кто-то умирает, все односельчане придут в этот дом выразить соболезнование, оказать моральную поддержку, а если надо - и материальную помощь. Человек, какое-то время отсутствовавший в селе, по приезде получает полную информацию о произошедших без него событиях, в том числе и о несчастьях. И первым делом по приезде он идет выражать соболезнования.

Гостеприимство

Множество поговорок, легенд, притч посвящено у чеченцев святому долгу гостеприимства. Согласно легенде, прародитель чеченцев Нохчуо родился с куском железа в одной руке - символом воинской доблести, с куском сыра - символом гостеприимства - в другой. "Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать. Особенно ярко проявляется гостеприимство в сельском быту. Для приема гостей в каждом доме имеется "комната гостя", она всегда наготове - чистая, со свежей постелью. Никто ею не пользуется, даже детям запрещается играть или заниматься в этой комнате. Хозяин должен быть всегда готов накормить гостя, поэтому в любые времена в чеченской семье специально откладывали на этот случай продукты. Первые три дня у гостя не положено ни о чем спрашивать. Гость живет в доме на правах почетного члена семьи. В старину в знак особого уважения дочь или невестка хозяина помогали гостю снимать обувь, верхнюю одежду. Одно из основных правил чеченского гостеприимства - защита жизни, чести и имущества гостя, даже если это связано с риском для жизни. Гость не должен предлагать платы за прием, но он может сделать подарки детям.

В семейном кругу. Отношение к старшим.

Непоколебимым правилом каждой чеченской семьи является уважительное отношение и забота о старшем поколении, особенно о родителях. Родители живут вместе с одним из сыновей. Утром хорошая сноха свою работу по хозяйству начинает на половине стариков. Только после этого она приступает к другим делам. Сыновья, возвращаясь вечером домой, прежде всего идут к родителям, чтобы поговорить с ними, поделиться своими радостями, заботами. Не только сын, дочь, но и все члены семьи проявляют заботу о стариках. Деда называют "большой отец", а бабушку чаще всего - "мама". Дети могут не выполнить просьбу отца или матери - их за это простят. Но недопустимо ослушаться дедушку, бабушку, других старших родственников или соседей. Не встать при появлении стариков или же сесть без их настойчивого приглашения - значит продемонстрировать плохое воспитание. Традиция не допускает употребления спиртных напитков в присутствии любых старших родственников. Нельзя разговаривать со старшими повышенным тоном или развязно вести себя. Если родители не живут с одним из сыновей, то дети подчеркнуто внимательны по отношению к ним: например, лучшие продукты постоянно относятся в дом родителей. В сельской местности, как правило, для стариков ставят во дворе отдельный домик. Это давний обычай. Там старшим в семье создают максимально комфортные условия для жизни, соответствующие их потребностям и возрасту.

Родственные обязанности.

Чеченские семьи многодетны. В одном дворе или в одном селе часто живут со своими семьями несколько братьев. Правила родственных взаимоотношений складывались на протяжении веков. Вот каковы они в общем виде. В семье любые конфликты ситуации разрешают старший во дворе мужчина или женщина. Мать детей, если их обидели, никогда не должна жаловаться мужу. В крайнем случае она может обратиться к родственнику мужа. Как правило, на детские обиды и ссоры принято не обращать внимание. Чеченские дети знают, что дядя с готовностью откликнется на любую их просьбу и поможет. Он может отказать своему ребенку, но без очень серьезных оснований никогда не оставит безответной просьбу детей своих братьев и сестер. На старшее поколение возложена ответственность за укрепление семейных уз. Родители должны поддерживать атмосферу согласия в семьях сыновей. Особая корректность требуется по отношению к невестке. Свекор обязан быть деликатным по отношению к женам своих сыновей: в их присутствии нельзя употреблять спиртное, браниться, нарушать принятую в чеченской семье форму одежды.

Честь семьи.

У чеченцев принято относить заслуги и недостатки человека на счет всей его семьи. Неблаговидный поступок заставит многих родственников "почернеть лицом", "опустить голову". О достойном поведении говорят обычно: "Другого от людей этой семьи нельзя было ожидать". Чеченцы прививают своим детям качество "яхь", которое имеет значение здорового соперничества - в смысле "быть лучше всех".

Адат в современной Чечне

Адат (от арабского "обычай") - обычные (неписанные) законы мусульман. Нормы адата складывались во времена родоплеменных отношений. Адат регулировал жизнь общины, брачно-семейные отношения. Саид-Магомед Хасиев в статье, опубликованной в газете для чеченской диаспоры "Даймехкан аз" ("Голос Отчизны"). С-М. Хасиев пишет: "Есть адаты, возвышающие достоинство человека, помогающие ему стать лучше. Им противостоят адаты, которые чеченцы называют горско-языческими (ламкерстами). Их не придерживается основная часть общества. Вот пример, связанный с народной легендой. Как-то абрек Зелимхан встретил на горной дороге женщину, охваченную горем. Он спросил, что случилось. "У меня отобрали младенца", - ответила женщина. Зелимхан пустился на розыски и вскоре увидел двух мужчин, которые несли ребенка. Абрек долго просил вернуть ребенка матери, заклинал Богом, предками, но безрезультатно. Когда он перешел к угрозам, мужчины зарубили младенца кинжалами. За Зелимхан их убил. По чеченским адатам нельзя поднять руку не только на младенца, но и на несовершеннолетнего подростка, на женщину, на старика. Они не входят в круг мести. Однако те, кто следует горско-языческим адатам, могут во имя мести убить даже женщину.

Свадебный обряд Чеченский свадебный обряд - это череда представлений, в которые входят пение, танец и музыка. Когда за невестой отправляются и привозят ее в дом жениха односельчане, родственники, друзья звучит музыка. На этом этапе свадьбы происходят и другие представления. Так, например, родственники невесты задерживают свадебный поезд, перегораживая путь буркой или протянутой через улицу веревкой, - нужно заплатить выкуп, чтобы проехать. Другие события происходят в доме жениха. На пороге дома заранее положены войлочный ковер и веник. При входе невеста может перешагнуть их или убрать с дороги. Если уберет, значит, умна; если перешагнет, значит, не повезло парню. Невесту сажают в почетный угол у окна под специальную свадебную занавеску, ей дают на руки ребенка - чьего-то сына-первенца. Это пожелание, чтобы у нее родились сыновья. Невеста ласкает ребенка и дает ему что-нибудь в подарок. Гости приходят на свадьбу с подарками. Женщины дарят отрезы материи, коврики, сладости. Мужчины - деньги или баранов. Мужчины обязательно вручают подарок сами. Потом начинается пышное застолье. После угощения - опять представление. К гостям выводят невесту, у которой они просят воды. Все что-то говорят, шутят, обсуждают внешность девушки, ее задача - не разговориться в ответ, ведь многословие - признак нескромности. Невеста лишь может предложить гостям выпить воду и пожелать всем здоровья. На третий день организуется еще одно представление. Невесту с музыкой и плясками ведут к воде. Сопровождающие бросают в воду лепешки, затем расстреливают их, после этого невеста, набрав воды, возвращается домой. Это старинный обряд, который должен обезопасить молодую женщину от водяного. Ведь она каждый день будет ходить по воду, а водяного приманили уже угощением и "убили". В этот вечер совершается регистрация брака по религиозным законам. В нём участвует доверенный отца невесты и жених. Мулла от имени отца дает согласие на вступление его дочери в брак, а на следующий день невеста становится молодой хозяйкой дома. По чеченскому обычаю, жених не должен показываться на собственной свадьбе. Он в свадебных играх не участвует, а веселится в это время в компании друзей.

Традиции и обычаи чеченцев

Чеченцы придавали большое значение созданию семьи. Браки между родственниками запрещались в пределах трех поколений. Своеобразная особенность брачных традиций – обычай обручения оружием. В качестве обручальных предметов использовались пули, кинжалы, ножи. Часто при помолвке парень передавал девушке кинжал или пулю как залог будущего брака, а та, в знак согласия, отдавала ему головной платок или украшение из серебра. Имел распространение обычай «помолвки в колыбели» и сговора до рождения ребенка. Договор о женитьбе парня и девушки закреплялся рукопожатием. Невесте дарили деньги, скот, различные ценные вещи. Широко распространено было умыкание невест. Часто молодой человек заранее договаривался с девушкой, которую он похищал. Существовали даже специальные выражения «ушла без разрешения родителей» или «увел без разрешения родителей». Как правило, через несколько дней после примирения жениха с семьей невесты совершалась свадьба.

Важная роль в предсвадебных церемониях отводилась выбираемому семьей жениха посреднику. На его роль могли приглашать родственника жениха или невесты, а также постороннее лицо. Посредника в доме невесты принимали как гостя, но угощать его не было принято. При первом приходе посредника родители девушки, как правило, своего согласия на брак не давали. Для «завершения дела» полагался длительный срок. Жених избегал до свадьбы встреч с родителями невесты. Жених и невеста при встрече не должны были разговаривать, а невеста отворачивалась, стараясь, чтобы жених не видел ее лица. От помолвки до свадьбы иногда проходил очень большой срок.

Яндекс.Метрика