Музыка

З.ХОТ СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ – СОХРАНЕНИЕ ЭТНОСА

ХХ век с его бесчисленными межэтническими и межконфессиональными войнами, природными и социальными катаклизмами все большее количество людей заставляет задуматься о грядущем облике человечества. И, прежде всего, это касается судьбы, вернее даже, выживания малых народов.

Мелодия Адыгеи

На протяжении многих столетий оттачивалась музыкальная культура древнего народа адыгов. Эта драгоценность мировой сокровищницы сияет всеми красками и пленяет, каждого, кто когда-либо слышал дивное звучание адыгской мелодии. В её стройных рядах нот хранятся рассказы о славных подвигах, мыслях и чаяниях адыгов былых времён.

В адыгском песенном фольклоре создавались портреты легендарных воинов и героев, воспевались их удачи и победы, утверждался образ благородного и сильного человека как примера для молодого поколения. Будучи народом честолюбивым, адыги более всего восхваляли в своих песнях славу и успех. Сочиняли и хранили черкесские песни — хьатияк1о (джегуако). Они запечатлевали в песнях различные события.

В адыгской культуре не было принято открыто выражать свои чувства, как мужчинам, так и женщинам. Поэтому любовная тема в песенном фольклоре адыгов выражена не ярко. Иные темы, такие как повседневная жизнь, труд на полях, бытовые подробности, были интересны хьатияк1о в значительно меньшей мере.

КАМЕРНЫЙ МУЗЫКЛАЛЬНЫЙ САЛОН И АНСАМБЛЬ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ "ОТРАДА"

КАМЕРНЫЙ МУЗЫКЛАЛЬНЫЙ САЛОН И АНСАМБЛЬ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ "ОТРАДА"

В 1983 году по инициативе Владимира Анатольевича Хоршева (художественного руководителя, артиста и музыканта) в Адыгейской областной филармонии был создан Музыкальный лекторий школьника. Данный проект стал осуществлять Целковников Борис Михайлович. В первом составе Лектория работали Ч. Анзароков, С. Шхабацев, А. Коссе-Османова. Концертная программа стоилась в форме музыкально-литературных композиций. Главная идея существования лектория – музыкальное просвещение школьников, приучение их к слушанию классической музыки, выработка навыков восприятия живо звучаия глосса и инструмента.
Позже, в Государственной филармонии Республики Адыгея открылся малый зал, и Музыкальный лекторий школьника в 1989 году преобразовался в Камерный музыкальный салон, директором, музыковедом и концертмейстером которого стала С. Архипова. Камерный музыкальный салон проводит договорные мероприятия, связанные с юбилеями, авторскими вечерами, продолжает знакомить дошкольников, школьников, учащихся средних учебных заведений, коллективы предприятий Майкопа и Адыгеи с музыкальными инструментами симфонического оркестра, русскими и адыгейскими народными инструментами, музыкальными стилями.
В программах звучат вокальные и инструментальные произведения. Так, например, в программе «Любимые романсы и песни» музыканты представляли произведения, востребованные и любимые слушателями в течение многих лет. Это примеры духовных сочинений, фрагменты из классических оперетт, арии и сцены из опер и многое другое. С большим интересом публика принимает сочинения адыгейских композиторов. Функции Камерного музыкального салона, по сравнению с Музыкальным лекторием значительно расширились: стали появляться тематические программы для взрослых, устраивались юбилейные и тематические вечера.
В 2005 году Камерный музыкальный салон отметил свое десятилетие.
В настоящий момент Камерный музыкальный салон, в составе солистов-вокалистов Дзахан Бадже (заслуженная артистка РФ, народная артистка Республики Адыгея), Марины Нагоевой (заслуженная артистка Республики Адыгея), Саиды Сиюховой (Лауреат конкурса пианистов Юга России, Лауреат премии им. Т. Керашева) продолжает свою творческую работу, сотрудничает с общественными организациями, содействующими сохранению и развитию музыкального и хореографического искусства народов России.
В начале 2007 года в состав Камерного музыкального салона Государственной филармонии Республики Адыгея вошел ансамбль русских народных инструментов «Отрада», основанный в 1998 году. Сейчас, «Отрада» является Лауреатом Всероссийского конкурса. Репертуар ансамбля включает многие классические партитуры, на их концертах можно услышать самую разную музыку – от симфонической, органной классики до эстрадно-джазовой.
В планах работы Камерного музыкального салона – подготовка новых концертных программ, состоящих из камерно-вокальных и камерно-инструментальных произведений, организация гастролей выдающихся солистов и камерных коллективов России и Зарубежья.
Главной проблемой функционирования Камерного музыкально салона сегодня является нехватка квалифицированных кадров вокалистов, способных быстро и качественно готовить новые произведения долгое время удерживать их в репертуаре. Генеральный директор Государственной филармонии Республики Адыгея для решения подобных проблем в салоне, а также других творческих коллективах возобновил систему учета выпускников консерваторий из числа майкопчан, а также более активно вступать в договорные отношения с гастролирующими артистами.
Концертный сезон 2006-2007г. Камерный музыкальный салон начал в тесном сотрудничестве со всеми коллективами Государственной филармонии. Концертные программы разрабатывает музыковед Зарета Пченашева, выпускница (ныне аспирантка) Астраханской государственной консерватории.

Яндекс.Метрика